23.01.2009 01:00
Общество

В Париже скончалась знаменитая галеристка русского происхождения Дина Верни

В Париже скончалась знаменитая галеристка русского происхождения
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4834)
Читать на сайте RG.RU

Совсем недавно мы договаривались с Оливье Лоркеном, директором парижского музея Майоля и сыном легендарной галеристки Дины Верни о том, что он устроит мне встречу с матерью. "Она сейчас хворает, надо немного подождать", - пояснил Оливье. С ним я познакомился пару месяцев назад в его музее на вернисаже великолепной выставки "К новым берегам. Русский авангард. Из собраний Георгия Костаки и Третьяковской галереи".

Увы, встреча с Диной Верни не состоялась и уже не состоится. Она скончалась на 90-м году жизни.

Дину Верни во Франции называют "историей искусства ХХ века в одной женщине". И это действительно так. Ее судьба - роман, настолько насыщенный захватывающими событиями и невероятными встречами, что только диву даешься.

Дина Верни (Верникова) родилась в 1919 году в Одессе, а спустя пять лет ее семья бежала из России и осела в Париже. 15-летней девчонкой ладная и крепко сбитая Дина познакомилась с гениальным скульптором Аристидом Майолем, которому тогда было уже 73 года, и стала его музой и натурщицей. Именно она послужила моделью для 18 скульптур, которые сейчас может видеть каждый горожанин или турист, если решит прогуляться в парижском парке Тюильри, что в двух шагах от Лувра. Ранняя любовь к искусству и литературе и левые убеждения привели Дину в 30-е годы в круг сюрреалистов. Она стала одной из соратниц их лидера Андре Бретона и участницей близкой к Народному фронту группы "Октябрь" Жака Превера.

В начале Второй мировой войны вместе с Майолем Дина Верни поселилась на юге Франции у испанской границы и вступила в ряды Сопротивления. Укрывала от немцев антифашистов. В 1941 году подпольщицу арестовала полиция, но скульптору с помощью хорошего адвоката удалось ее вызволить из тюрьмы. С тем чтобы отвести удар от Верни, рвавшейся в бой, Майоль отправил ее в Ниццу к Анри Матиссу. Там Дина позировала как самому мэтру, так и его коллегам-художникам - Пьеру Боннару, Раулю Дюфи.

В 1944 году Аристид Майоль погиб в автомобильной катастрофе. Его работы и состояние по завещанию перешли к Дине Верни. Она открыла галерею, и благодаря великолепному вкусу, хватке и предприимчивости вскоре добилась немалых успехов на арт-рынке. С ее легкой руки огромную известность получили такие художники-абстракционисты, как Серж Полякофф, Пьер Алешински, Жан-Мишель Атлан.

Несколько раз галеристка приезжала в СССР в поисках новых талантов. Познакомилась с Эрнестом Неизвестным, Оскаром Рабиным и другими тогдашними "неформалами". Михаил Шемякин в свое время с ее легкой руки выехал в Париж, где и была устроена его первая персональная выставка.

В один из приездов Дина собрала поразившие ее эмоциональным надрывом блатные и лагерные песни: их ей пели под гитару художники и их друзья. А затем записала эту "камерную лирику" в своем исполнении на пластинку, которая была воспринята московскими властями как антисоветская выходка.

В 1995 году Дина Верни основала фонд своего имени и музей Майоля. В коллекции музея помимо картин Анри Матисса, Ивана Пуни, Василия Кандинского есть немало работ россиян послевоенного поколения - Ильи Кабакова, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, Эрика Булатова. Художников, которые стали известными на Западе во многом благодаря знаменитой парижской галеристке родом из Одессы.

Утраты Арт