В СМИ прошла информация: если на жилищном рынке в Москве застой, то гаражи, прежде отпугивавшие горожан сумасшедшими ценами, сейчас идут нарасхват. Может, и впрямь кризис - лучшее время обзавестись машино-местом и для моего "Мицубиси Лансера",- подумала я и поехала по Москве с целью прицениться к паркингам.
Для начала заглядываю в гаражно-строительный кооператив советских времен, расположенный в промзоне. Оказывается, самый простой железный гараж размером 6 на 3,5 метра здесь как стоил до кризиса порядка 10 тысяч долларов, так и стоит. Охотников обзавестись им, говорят риелторы, немного: "если только объявится покупатель из числа жителей домов, расположенных неподалеку".
Цены на места в гаражно-строительных кооперативах, построенных лет пятнадцать-двадцать назад внутри густонаселенных жилых районов, тоже начинаются по-прежнему от 15 тысяч долларов, предупредили в "Мосжилипотеке". Но, как убеждаюсь на примере гаражно-строительного кооператива в Митино, расположенного вдоль густонаселенной улицы Барышиха, от 15 до 17 тысяч долларов просят за холодные гаражи. В ГСК "Старт" на 3-й Хорошевской улице - между станциями метро "Полежаевская" и "Октябрьское поле" - теплый бокс стоит уже 25 тысяч долларов. Правда, продается он безуспешно в течение нескольких недель. Следующий адрес - двухэтажный паркинг рядом с метро "Владыкино". Здесь продаются два гаража, но дорого: один владелец просил за свой отапливаемый бокс 40 тысяч долларов, сейчас готов уступить за 30 тысяч. Желающих тоже нет...
Что касается паркингов под домами, то цены на них, объясняют риелторы, зависят от соотношения - сколько в доме квартир и сколько машино-мест под ним. Если квартир много, а мест под авто мало, то гараж может стоить до 70 тысяч долларов, но в любом случае не дешевле 35 тысяч. Как рассказала "РГ" Анжела, владелица квартиры в элитном жилом комплексе на Пенягинской улице, поначалу, как только они с мужем переехали в новый дом, были мысли купить и место в подземном паркинге. Подсчитав, во сколько это обойдется, решили, что такие траты семье ни к чему.
"Цены на машино-места в столице как были чересчур завышенными, так и остаются, - считает руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. - Поэтому москвичи не готовы покупать гаражи, которые часто стоят дороже машин. Какой владелец "Жигулей" за 5 тысяч долларов выложит 25 на место под них? Тем более что паркинг все равно не обеспечивает автомобилю полную защиту от угона или повреждения. С таким же успехом машину можно застраховать и оставлять на улице.
Гаражи продаются, но с большим скрипом, - заключил Репченко. - Стоимость их по сравнению с прошлым годом практически не изменилась".
Хотя предложений на рынке, по его наблюдениям, безусловно, становится больше. Те, кому в сегодняшних непростых финансовых условиях нужны деньги, в первую очередь избавляются именно от гаража, как от не приносящей дохода недвижимости. Если его не удается продать, многие пытаются сдать. Арендатора, готового платить по 100-200 долларов в месяц за крышу над крышей своего "железного коня", найти легче, чем человека с наличными 20 тысячами долларов.
И не подешевеют гаражи до тех пор, пока город не решит проблему их дефицита. Избавиться же от него в соответствии с планом генерального развития Москва сможет лишь через десять лет,когда количество машино-мест (их сейчас 1 миллион 400 тысяч) удвоится. Но это произойдет лишь в случае, если личных транспортных средств не будет более трех миллионов. Что маловероятно, так как уже сейчас на учете в столичном управлении ГИБДД стоит более 2,5 миллиона машин.