Вчера тоннелепроходческий комплекс "Клавдия" соединил существующую станцию метро "Строгино" со строящейся в Красногорске "Мякинино" и таким образом вывел "подземку" в Подмосковье. Ход строительных работ проинспектировали руководитель метрополитена Дмитрий Гаев и первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков.
Вокруг огромного котлована демонтажной камеры собралось около сотни рабочих. Когда от одной из стен камеры стали откалываться куски бетона и показался тоннелепроходческий щит, аплодисменты даже заглушили грохот строительных работ. Увы, сам процесс оказался скрыт из вида клубами цементной пыли, но профессионалы на слух определяли: "Еще полметра, еще двадцать сантиметров, вот он!" Как объяснил корреспонденту "РГ" один из метростроевцев, этот щит, который "выгрызает" землю и создает тоннель диаметром шесть метров - только часть огромного комплекса. Он представляет собой технологический состав длиной 110 метров, под завязку набитый электроникой и геодезическими приборами, управляют им несколько десятков человек. Когда дорога прокладывается с двух сторон, то есть строители идут навстречу, нужна особая точность. Малейший просчет - и машина-землекоп промахнется. Тогда вместо одного тоннеля будет два, и так называемая сбойка не состоится. "Сейчас окончен первый подземный ход, - рассказал корреспонденту "РГ" главный инженер "СМУ-12 Метростроя" Андрей Вялых. - Теперь строителям предстоит демонтировать "Клавдию" и вновь отправить ее на "Мякинино", откуда она стартует 1 марта. С учетом того, что в первый раз расстояние до демонтажной камеры комплекс преодолел за полгода, работы по второму тоннелю будут завершены примерно в октябре". Метростроевцы говорят, что это очень хорошая скорость. Причем пока одни специалисты разбирают щит, другие приступят к монтажу путей и технологического оборудования на этом участке. Таким образом время работ удастся сократить, и уже в ноябре-декабре этого года перегон должен быть открыт для пассажирских перевозок.
Пока неизвестно, удастся ли открыть в этом году станцию "Мякинино" на участке между "Строгино" и "Волоколамской". Метростроевцы намерены закончить основные работы в ноябре, но отделка и запуск в эксплуатацию, по словам работяг, под вопросом. Кстати, эта станция строится на основе частно-государственного партнерства. "Компания "Крокус", имеющая выставочные павильоны рядом с будущей станцией, инвестировала 800 миллионов рублей в обустройство территории вокруг станции", - рассказал Петр Бирюков во время торжественной церемонии.
Зато в декабре этого года планируется открытие станций "Волоколамская" и "Митино". Слухи о том, что метро в Митино в этом году не придет, столичные чиновники опровергли, и после торжественной церемонии сбойки тоннелей Дмитрий Гаев и Петр Бирюков отправились к месту возведения "Волоколамской". Работа здесь кипит. На поверхности рабочие строят вестибюли, но самое интересное происходит под землей. Три пролета по железной лестнице со сбитыми наспех перилами - и ты уже на почти готовой станции. Она всего 15 метров глубиной. "Здесь уже вовсю работают маляры и отделочники, а вот пути пока только временные, - показывает Владимир Жуков, инспектор дирекции строящего метрополитена (организации, которая ведет технический надзор за строительством). - Когда все тоннели сделают, начнем класть основные пути".
Несмотря на то что станцию делают по типовому проекту, который в народе прозвали "сороконожкой" за обилие арочных колонн, проектировщикам и дизайнерам удалось придать ей индивидуальность за счет продолговатых ниш. Здесь со временем установят изящные светильники. В отделке станции будут применяться традиционные материалы - гранит и мрамор. Пол уже покрыт плиткой, но пока она застелена толстым слоем фанеры, чтобы строители ненароком ее не испортили. Теперь уже даже не верится, что строительство этой станции было "заморожено" в 90-х годах прошлого века, а возобновилось только год назад. На очереди - прокладка метро от "Митино" до Пятницкого шоссе. Реализация проекта рассчитана на 2012 год.