29.01.2009 05:32
Экономика

В Хабаровске молочные продукты стали маркировать по техрегламенту

Покупатель имеет право знать состав продукта
Текст:  Нина Доронина (Хабаровск)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (4837)
Читать на сайте RG.RU

Первые молочные продукты в упаковке, соответствующей требованиям нового технического регламента, поставит на этой неделе в магазины крупный краевой молокозавод. Готовы ли к переменам на других предприятиях? Получают ли покупатели полную информацию о составе продукции? Эти вопросы обсудили специалисты отрасли и надзорных служб Хабаровского края в минувший вторник.

Появление отчетливо маркированного пастеризованного напитка в мягкой упаковке от Переяславского молокозавода стало для покупателей знаковым. В крае молочную продукцию выпускают десять предприятий. Изменения в надписях на пакетах потребовалось вносить каждому. Пяти из них нужны минимальные исправления: артель старателей "Амур", ОАО "Бифидум", ООО "Восточное", комбинат детского питания "Молочный край" и молокозавод в поселке Сергеевка работают только на натуральном сырье и напитков не изготавливают. А Николаевскому-на-Амуре молочному цеху и предприятию "Исинга-Дальний Восток" пришлось перемаркировывать всю продукцию - они используют только сухое сырье.

Новую упаковку хабаровские производители долго не заказывали - ждали, не будет ли изменений в регламенте. Он вызвал слишком много вопросов.

- В документе есть технологические неточности и противоречия, которые могут стать основанием для разночтений, - поясняет главный специалист управления пищевой промышленности Хабаровского края Валентина Босхолова. - К примеру, если в молоко добавлены йод или лактулоза, то по закону надо писать на упаковке "молочный напиток обогащенный". Но ведь это не что иное, как собственно обогащенное молоко. Еще пример: указано, что кислотность творога не должна превышать 150 градусов Тернера. Но по технологии требуется от 200 до 240 градусов.

Изготовители "молочки" и представители управления разработали предложения к регламенту и сообщили о них в столицу. Рассчитывают получить уточнения до 1 июля - конца периода лояльности.

- Предприятия-производи-тели готовы к работе по новому регламенту, - заверила корреспондента "РГ" Валентина Босхолова. - Разработана программа внедрения, получена новая техдокументация, временные сертификаты, ярлыки и вкладыши. Тот же Переяславский завод, к примеру, изготовил для каждого магазина плакаты с сообщениями об изменениях в наименованиях продукции и о ее составе.

Однако в магазинах найти информацию о содержимом продуктов сложно. Чаще всего продавцы попросту дописывают мелким шрифтом слова "молочный напиток" в ценнике. Но на каждой витрине ярлыков множество, и потребитель не всегда может их рассмотреть.

- Производители прислали наклейки. Хотя должны были сами их наклеить на готовую продукцию, а не на нас это дело сваливать, - говорит продавец одного из магазинов в центре Хабаровска. - Вот и пишем ярлыки.

Специалисты Роспотребнадзора, которые начали плановые проверки торговых точек, считают, что продавцы хитрят. Необходимые сведения невозможно уместить на ценнике.

- Эти хитрости - до первого штрафа. И период лояльности, как бы ни надеялись предприниматели, избежать его не поможет, - говорит заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора администрации Хабаровского края Светлана Лосева. - Конечно, приклеить листочки с информацией на полиэтиленовый пакет сложновато. Но ведь ничто не мешает выдавать их покупателям вместе с товаром.

По словам специалистов, за то, чтобы информация была доведена до потребителей, отвечают и производитель, и продавец. Искать выход из сложившейся ситуации они должны вместе.

Тем временем к концу недели еще одно предприятие - молочный завод в Комсомольске-на-Амуре - намерено поставить на прилавки молочную продукцию в новой упаковке.

Компетентно

Алексей Новиков,
руководитель управления пищевой промышленности Хабаровского края:

- Крупные производители молочной продукции - "ДакГОМз" в Комсомольске-на-Амуре, заводы в Переяславке и Вяземском - работают в том числе на сухом сырье. Они выпускают и собственно питьевое молоко, и молочный напиток. Зимой соотношение молока и напитка - 1:4. Летом доля молока вырастает до 40 процентов.

Чтобы повысить объемы выпуска натурального продукта, заводы стали уделять больше внимания развитию сырьевой базы. К примеру, Вяземский молочный комбинат, став участником нацпроекта "Развитие АПК", ведет строительство мегафермы. С вводом комплекса в эксплуатацию объем производства молока увеличится до шести тысяч тонн в год.

Товары и цены Хабаровск Дальний Восток