Во вторник Иран вывел на орбиту Земли свой первый спутник. Одни считают, что таким образом Тегеран специально ставит крест на возможности проведения прямых переговоров с Белым домом. Другие уверены: именно иранский спутник заставит Вашингтон более взвешенно и трезво оценить позицию иранского лидера Махмуда Ахмадинежада.
Известно, что Иран смог вывести на орбиту спутник "Омид" ("Надежда"). Запуск был приурочен к 30-летию Исламской революции 1979 года в Иране. Спутник разрабатывался иранскими специалистами в течение последних десяти лет. А приказ о его запуске отдал лично Ахмадинежад.
Впрочем, нельзя исключать, что это всего лишь очередной громкий пиар-ход иранского лидера. И никакого иранского спутника в действительности на околоземной орбите нет. Ведь 17 августа прошлого года Тегеран уже объявил о своем первом успешном запуске искусственного спутника.
Однако позже появились сообщения о том, что в августе Иран якобы лишь испытывал ракету-носитель "Сафир" ("Посланник"). Видимо, тогда иранское руководство так и не смогло предъявить доказательств того, что вокруг Земли крутится что-либо сделанное в Иране. Будут ли подобные доказательства обнародованы на этот раз?
Экспертов, однако, сейчас больше волнует не то, что именно вывели в космос иранцы, а насколько надежный и мощный у них получился ракетоноситель. Ведь если Тегеран действительно стал полноценным обладателем ракетной технологии космического масштаба, значит, он может запустить в космос и ядерную бомбу, которая затем в состоянии свалиться на голову практически любого государства. То есть речь уже идет не просто о выводе первого спутника, а о создании Ираном собственной баллистической ракеты.
Встает и другой вопрос: зачем Ахмадинежаду так сильно пугать Обаму буквально через несколько дней после того, как из Вашингтона стали поступать сообщения о готовности Белого дома к прямым переговорам с иранским лидером?
Такого рода событие однозначно могло бы стать переломным моментом в американо-иранских отношениях. Однако теперь, после того как Ахмадинежад фактически продемонстрировал свою готовность довести до конца программу по созданию полноценного ядерного щита, Обаме, видимо, придется пойти на попятную и занять более жесткую позицию. С такими прогнозами, правда, выступает лишь одна часть экспертов.
Другие же считают, что запуск спутника "Надежда" есть не что иное, как желание Ахмадинежада говорить с Обамой на равных. Иными словами, иранский лидер не только не отказывается от возможности проведения прямых переговоров с Белым домом, а, напротив, активно к ним готовится. При этом ничего нового в поведении Ахмадинежада нет.
Ведь не секрет, что этой же логики придерживались и остальные члены элитного ядерного клуба, когда создавали свои собственные бомбы и средства их доставки. Им также нужно было перестать чувствовать себя ущербными на переговорах со странами, у которых уже было ядерное оружие.
Впрочем, все еще остается возможность убедить иранского лидера в том, что для равноправных и полноценных переговоров с Западом ему необязательно обзаводиться собственными боеголовками. Но для этого уже сейчас нужно, как минимум, перестать угрожать Тегерану санкциями и операциями возмездия.