04.02.2009 01:10
Экономика

Арбитраж снял запрет на частный привоз машин известных марок в Россию

Арбитраж снял запрет на частный привоз машин известных марок
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4841)
Читать на сайте RG.RU

Вчера Высший арбитражный суд поставил точку в деле о ввозе на территорию России иномарки без согласия производителя. Правозащитники надеются, что это решение создаст прецедент и не обернется запятой при решении вопросов о параллельном импорте вообще.

Суть дела, которое рассматривал арбитражный суд, такова. Еще год назад некая фирма приобрела за границей автомобиль Porsche Cayenne S и попыталась ввезти его в Россию. Не подумайте плохого, она купила машину за свои деньги официально, и даже при ввозе собиралась заплатить положенные платежи. Однако на таможне посчитали, что ввозить на территорию нашего государства этот автомобиль нельзя, поскольку на это нет разрешения фирмы-производителя и согласия официального представительства в России этой фирмы "Порше Руссланд". Официальный дилер настаивал на том, что фирма, которая ввозит автомобиль без разрешения, незаконно использует товарный знак производителя. По решению Арбитражного суда Москвы автомобиль был конфискован, а импортер оштрафован на 30 тысяч рублей. Это создало опасный прецедент.

Можно считать, что с этого момента началась буквально война за право ввоза. Правозащитники выступали, что это решение нарушает права добросовестного приобретателя. Мол, я купил за свои деньги товар, после этого я могу делать с ним что хочу. Могу выбросить в ближайшую помойку, могу ввезти в собственную страну и разъезжать на нем по городам и весям, а также могу продать. Именно этот пункт программы и вызвал ожесточенные споры. Может ли человек или фирма, купившая за рубежом машину, продать ее на территории России, если не получила на это одобрения производителя?

Следующим, кто обратился к таможенной службе для решения того же вопроса, стало представительство BMW. Компания направила в адрес начальника этого федерального ведомства письмо с просьбой обращать внимание на ввоз техники под знаком BMW. А вдруг и у их владельцев нет разрешения. СМИ сообщали, что под этим письмом подписались также представительства Toyota и Nissan. Однако в этих компаниях утверждают, что о существовании письма узнали из СМИ. Что касается Nissan, то их так называемый "серый" импорт не беспокоит. Процент параллельного ввоза столь низок, что не может повлиять на общую картину рынка.

А тем временем разбирательства с Porsche Cayenne S продолжались. Да и не только с ним. Сейчас в арбитражных судах рассматривается множество дел о ввозе на территорию России автомобилей различных марок без разрешения владельцев товарных знаков. Причем как для собственных нужд, так и для перепродажи. Все участники этих процессов, да и те, кто только собирался приобрести за границей автомобиль, с нетерпением ожидали решения пленума Высшего арбитражного суда. И вот оно вынесено. Предполагается, что теперь каждый честно купивший за границей автомобиль сможет беспрепятственно ввезти его в Россию.

Дело на самом деле касается не только автомобилей. Оборот прав на интеллектуальную собственность регламентируется четвертой частью Гражданского кодекса. Однако статьи этой части трактуются очень широко и не всегда в пользу того, кто купил товар. Поэтому на таможне могли арестовать и партию запчастей для автомобилей, и компьютеры с принтерами и факсами, и мобильные телефоны, даже если их ввозили для собственных нужд. Кстати, последнее доказать чрезвычайно сложно.

Сейчас Верховный суд и Высший арбитражный суд готовят совместное постановление по данному вопросу. Недавно за добросовестных приобретателей вступилась и Федеральная антимонопольная служба. А решение президиума ВАС намечает цивилизованный способ решения проблемы - у добросовестного покупателя, будь он частное лицо или фирма, не должно быть проблем с ввозом машины из-за границы.

Все об автомобилях - в Автопроекте "РГ"

ВЭД Легковые авто Верховный суд