09.02.2009 00:00
Власть

Нарушения прав человека имеют массовый характер

Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4844)
Читать на сайте RG.RU

Недавно меня спросили: "Вот вы - правозащитник. И как - защитили вы чьи-то права?" Я легко ответила: "Конечно, защитила. И не одного, а сотен или еще больше ..." Но потом задумалась. Конечно, когда ко мне обращается человек, права которого нарушены, в большинстве случаев помочь удается. Но потом приходит другой человек, рассказывает о таком же нарушении его прав. Поможешь и ему, а через неделю приходят еще трое с тем же...

Одни и те же нарушения прав человека повторяются снова и снова, имеют массовый характер. Например, по Конституции и по закону ни одно из прав человека не зависит от наличия прописки, то есть регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Однако если в вашем паспорте нет штампа о регистрации, попробуйте поступить на работу или получить медицинский полис, или оформить пенсию, или открыть счет в банке... Скорее всего, вам ответят: без регистрации нельзя.

Конечно, это не так. Стоит человеку написать жалобу в Пенсионный фонд, Сбербанк, прокурору, депутату или правозащитнику, вопрос решится. Но сотням недогадавшихся (или неотважившихся) пожаловаться - откажут.

После развала СССР в Россию вернулись жить миллионы русских и русскоязычных семей из бывших советских республик, многие из которых до сих пор не могут получить российское гражданство.

Многие приезжали в Россию с маленькими детьми. С тех пор дети выросли, окончили в России школы, учились в вузах, техникумах, профучилищах.

И вот дети выросли, им исполнилось 18 лет. Паспортов у молодых людей нет. Их родителям, маленьким братьям и сестрам дали российское гражданство. Тем, кому в России исполнилось 18 лет, получить российское гражданство невозможно. У них нет никаких удостоверений личности, и в паспортном столе у детей, выросших в России, просто не принимают никаких заявлений. Я пытаюсь помочь каждому, кто до меня доберется, обращаюсь в Москву...

Но сколько до меня добирается? Один из десяти или из пятидесяти?

Сколько таких юношей и девушек живут у нас в Калужской области?

Без документов, лишенные всех прав человека. Кто их считает...

И я, правозащитник, не смогла защитить их права.

Татьяна Котляр,
депутат Законодательного собрания Калужской области

Права человека