10.02.2009 05:00
Авто

На Ульяновском автозаводе продолжаются вынужденные каникулы

А на Ульяновском автозаводе продолжаются вынужденные каникулы
Текст:  Андрей Имуков Виктория Чернышева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4845)
Читать на сайте RG.RU

Вчера АвтоВАЗ начал работать точно по расписанию - в семь часов утра. А Ульяновский автозавод так и не включил конвейер.

Руководство компании, в которую входит предприятие, перенесло дату пуска производства на 16 февраля. Тольяттинцам в последний момент удалось урегулировать отношения со смежниками, из-за которых в конце минувшей недели пришлось остановить конвейер, поскольку они прекратили поставки комплектующих из-за миллиардных долгов автогиганта.

Руководитель официального вазовского профсоюза Николай Карагин в разговоре с корреспондентом "РГ" признал - на заводе все знают, что помимо очевидной проблемы сбыта машин есть еще одна, не менее важная - кризис в отношениях с поставщиками. То, что круг проблем остался замкнутым и собирать новые машины не из чего, выяснилось уже в конце первой сокращенной рабочей недели. По данным "РГ", отгрузку своей продукции на АвтоВАЗ прекратили семь из почти 700 поставщиков. Их не устроила схема расчетов, предложенная тольяттинцами еще в декабре 2008 года. Согласно этой технологии "живыми" деньгами поставщики получают 30 процентов от суммы обязательств, остальное оплачивается векселями. Свое ноу-хау вазовцы называют вынужденной мерой и объясняют "неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением кассовых разрывов".

- Ситуация очень серьезная, АвтоВАЗ накопил огромные долги, по некоторым данным, речь идет о сумме свыше двадцати миллиардов рублей, - рассказал корреспонденту "РГ" директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. - Та схема расчетов, которую предложило предприятие поставщикам, оказалась не совсем рабочей. Векселя АвтоВАЗа полугодовые, рынка по ним нет, банки их не принимают. В результате у самих поставщиков просто нет денег.

По данным "РГ", непростые переговоры со "взбунтовавшимися" поставщиками велись вплоть до минувшего воскресенья. Однако эксперты полагают, что даже с учетом относительно благополучного разрешения очередного кризиса менеджменту АвтоВАЗа придется вернуться к вопросу пересмотра режима работы предприятия. Сокращенная четырехдневка изначально утверждалась только на февраль. График работы в последующие месяцы руководство завода ставило в зависимость от того, как будет развиваться экономическая ситуация. Планировалось, что в феврале завод произведет 32 тысячи автомобилей. Примерно столько же сейчас продается. "Остаток в 110 тысяч может стать переходящим, а это автомобили 2008 года выпуска, и что с ними делать - непонятно", - говорит Сергей Целиков.

Столь весомый товарный задел вазовцы объясняют в том числе ожиданием девальвации рубля. Но схема - купить дешево запчасти и дорого продать автомобили - на практике пока не работает. Несмотря на периодические сообщения о разного рода скидках или, напротив, об удорожании тольяттинских авто, их стоимость вот уже несколько месяцев остается практически неизменной. Рубль дешевеет, но машины по-прежнему продаются плохо. В январе было реализовано примерно 29 автомобилей тольяттинской сборки - в два раза меньше среднемесячного объема сбыта в прошлом году.

Собственно из-за проблем со сбытом пришлось продлить каникулы до 16 февраля и Ульяновскому автозаводу. "Это решение связано с неблагоприятной обстановкой на автомобильном рынке. А мы не можем себе позволить в таких сложных экономических условиях работать "на склад". Похожая ситуация на многих предприятиях российского автопрома", - пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе УАЗа. Кстати, принимая во внимание проблемы со сбытом, руководством предприятия было принято решение сократить рабочее время и объемы производства. Пока планируется, что конвейер будет работать три дня в неделю.

Легковые авто АвтоВАЗ