Житель районного центра Шали Мовлади Юсупов усовершенствовал национальную скрипку ад-пондар.
Теперь ее практически не узнать - она приобрела не только украшение корпуса в виде сторожевой башни, но и закругленное окончание с удобной подставкой.
- Я добавил скрипке что-то наподобие колонки, и звук стал громче и "сочнее", - поясняет Юсупов. - Показал инструмент на нескольких выставках, везде он вызывал живой интерес.
Не устоял перед необычной ад-пондар и президент Чечни Рамзан Кадыров, который увидел ее на экспозиции в государственном драматическом театре имени Ханпаши Нурадилова. Удивив всех присутствующих, глава ЧР даже смог наиграть народную мелодию. А взяв в руки национальную чеченскую балалайку - дечиг-пондар, изготовленную Юсуповым, Кадыров своим исполнительским мастерством вызвал настоящую бурю оваций.
- Без этих инструментов не обходился ни один чеченский праздник, - отмечает умелец. - Музыку гор любили во все времена. Мелодичная и спокойная, она тут же заставляет человека плакать, игривая и задорная - смеяться.
Кстати, неплохую технику исполнения Юсупов демонстрирует и сам, умело извлекая из ад-пондар протяжные звуки. Играть на скрипке и балалайке он научился еще в детстве. Будучи юношей, Мовлади овладел и кузнечным искусством, которое его отец Харон пере дал по наследству трем сыновьям. В коллекции семьи - самодельная кованая мебель, рамки для зеркал, подсвечники, а также детали костюма древнего чеченского воина.
- Для бедняков их обычно делали из меди, для богачей - из золота, - добавляет Мовлади. - Чтобы оплатить их, надо было продать 125 быков. Сейчас, конечно, они так не ценятся, но мы намерены и дальше пополнять коллекцию. Если потомки когда-то вспомнят о Юсуповых добрым словом, этого будет вполне достаточно.
Кстати
Несколько веков назад национальные инструменты в Чечне делали из подручных материалов. Корпус балалайки, к примеру, изготавливали из высушенной тыквы, гриф - из лопатки крупного животного, смычок из конского волоса, смазанного смолой. Звук у таких инструментов получался ничуть не хуже, чем у современных аналогов.