В список антикризисных мер предложено включить создание автозаводов на Востоке. Об этом на заседании круглого стола "Перспективы автосборочного производства на территории Приморского края" сообщил депутат Госдумы РФ Владимир Пехтин.
Эксперты разошлись во мнениях. Одни считают такой шаг экономически необоснованным, другие видят в нем решение проблем региона.
- В Европе на тысячу человек приходится 400 автомобилей, а у нас - около 200, - напомнил профессор ДВГУ Тагир Хузиятов. - Более того, половина машин, эксплуатируемых россиянами, старше десяти лет. Они скоро придут в негодность. Это говорит о том, что перспективы развития производства имеются.
В ряду доводов "за", по его мнению, стоит и то, что во Владивостоке есть производственные мощности - некоторые из них перепрофилированы под магазины и склады. Существует инженерная инфраструктура. Налажена система логистики. В наличии и квалифицированные рабочие, которые занимались сборкой и ремонтом японских машин.
Кстати, профессор подсчитал ориентировочную себестоимость таких авто - от девяти до 13,5 тысячи долларов.
Поддержал идею создания завода и спикер приморского парламента Виктор Горчаков. Правда, с оговоркой:
- Решение зависит не только от нашей инициативы, это часть общегосударственной программы.
И напомнил предысторию вопроса:
- Краевая администрация уже рассматривала возможность создания автосборочного производства. Мы вели переговоры с компаниями Японии и Южной Кореи. Планировалось открытие автозаводов в Арсеньеве и Партизанске. Однако было заключено межправительственное соглашение о строительстве предприятия под Петербургом. Аргументы - на Дальнем Востоке небольшая плотность населения, к тому же продукция петербургского завода может идти не только на российский, но и на европейский рынок.
Варианты строительства автозавода на территории Приморья обсуждались с руководством китайской провинции Хэйлунцзян. В 2007-м власти Партизанска даже подписали с китайцами соглашение, декларировавшее намерения КНР создать в городе предприятие по сборке легковых, грузовых автомобилей и автобусов. За два года до этого начать автосборку в Приморье предлагала индийская компания Tata Motors Limited.
Многие участники круглого стола уверены, что очередь Востока России наконец-то наступила. Инвесторы постепенно осваивают регион, который раньше им был не интересен. Возможность размещения автосборочного производства рассматривает Новосибирск, переговоры с "Ниссаном" ведутся в Комсомольске-на-Амуре. Активно лоббирует идею Иркутск.
А участники дискуссии во Владивостоке сошлись на том, что размещение автосборочного производства в Приморье - не только актуальная, но и вполне решаемая задача.
Александр Исаев, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции ВГУЭС:
- После падения курса рубля средняя заработная плата россиян составляет долларов 350, а скоро может быть и 200. Абсолютно очевидно, что в стране, где у населения такие доходы, рассчитывать на массовую продажу автомобилей себестоимостью девять тысяч долларов не приходится.