19.02.2009 04:55
Экономика

Елена Гордиенко: Прокурорский работник не имеет права отправить в корзину ни одно обращение граждан

Как победить коммунальный беспредел?
Текст:  Елена Лубинец (Краснодар)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (4853)
Читать на сайте RG.RU

Суд Лабинского района признал незаконной бездеятельность администрации Сладковского сельского поселения, по вине которой зимой без отопления остался поселок Розовый.

Это одно из немногих "коммунальных дел", завершившихся в пользу рядовых граждан.

Половина нарушений закона в Краснодарском крае происходит именно в сфере ЖКХ. Как все-таки победить коммунальный беспредел? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает Елена Гордиенко, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Краснодарского края.

Российская газета : Елена Викторовна, почему жителям поселка Розовый удалось-таки добиться решения проблемы?

Елена Гордиенко : В первую очередь потому, что граждане действовали грамотно. Они обратились с заявлением в краевую Госжилинспекцию, ее специалисты приняли меры в рамках своей компетенции, однако результатов это не дало: градусник в квартирах в поселке Розовом по-прежнему показывал зимой до плюс 14 градусов. Из Госжилинспекции сообщили об этом нам. Когда мы начали свою проверку, оказалось, что прокуратура Лабинского района уже этим занимается.

РГ : И что выяснилось?

Гордиенко : Причина, к сожалению, типичная - тепловые сети, за счет которых отапливался поселок, практически разрушены. Они были бесхозными до 2004 года, потом их приняли в муниципальную собственность, однако денег на обслуживание выделялось мизерное количество.

РГ : Как завершилась эта история?

Гордиенко : Лабинская межрайонная прокуратура предъявила судебный иск администрации Сладковского сельского поселения о признании ее бездействия незаконным. Два должностных лица привлечены к административной ответственности, но главное - ведутся работы по реконструкции тепловых сетей.

РГ : К нам не раз обращались пенсионеры, утверждавшие, что коммунальщики их порой обсчитывают.

Гордиенко : С подобным самоуправством мы встретились, например, в Васюринском сельском поселении. Специалисты МУП "Васюринское" в нескольких домах, оборудованных приборами учета тепловой энергии, в ноябре 2008 года рассчитали плату не по показаниям этих приборов, а в соответствии с нормативами потребления (а это гораздо большая сумма), хотя жильцы своевременно подали все необходимые сведения. Директор МУП объяснил это тем, что у него нет договоров на техобслуживание приборов учета. Граждане обратились к прокурору Динского района. По результатам проверки против директора МУП возбуждено дело об административном правонарушении, по статье 19.1 Кодекса административных правонарушений (самоуправство).

РГ : Как составить заявление в прокуратуру о нарушениях в сфере ЖКХ ?

Гордиенко : Обращение пишется в свободной форме на имя прокурора того округа или района, в котором живет гражданин. Если ответ районного или окружного прокурора не устроит заявителя, стоит обратиться в краевую прокуратуру. Если не устроит и наш ответ - в Генеральную прокуратуру РФ. В любом случае в заявлении четко должен быть указан предмет нарушения, описано, что именно не устраивает в работе коммунальных служб, и дан точный адрес заявителя, чтобы с ним в любой момент можно было связаться.

РГ : По каким "коммунальным" вопросам бессмысленно идти в прокуратуру?

Гордиенко : Есть специально созданные контролирующие инстанции, занимающиеся различными вопросами жилищно-коммунального обслуживания. И мы эти органы не дублируем. Есть проблемы качества коммунальных услуг, ремонта дома - это к Госжилинспекции. Другая инстанция, связанная с контролем коммунальных услуг - Роспотребнадзор. Если человек не согласен с суммой оплаты коммунальных услуг, ему лучше сразу идти в суд.

В прокуратуру жалуются на бездействие контролирующих органов и муниципальных властей уже после того, как побывали в них и не добились никаких положительных результатов.

Но в мусорную корзину прокурорский работник не имеет права отправить ни одного обращения граждан. Даже если жалоба не по адресу, ее должны переадресовать, и она в итоге попадет в соответствующую структуру. Другое дело, что при таком варианте результата придется ждать дольше.

Прямая речь

Владимир Набатников, заместитель руководителя Государственной жилинспекции Краснодарского края:

- В 2008 году Госжилинспекцией рассмотрена 1731 жалоба от граждан (для сравнения: в 2007 году - 1446). По ним возбуждено 969 административных дел, 356 направлены на рассмотрение мировым судьям - за неисполнение в срок предписаний Госжилинспекции и неуплату в срок административных штрафов. Размеры этих штрафов - от четырех тысяч рублей для физического лица до 40 тысяч рублей для юридического.

В Государственную жилинспекцию Краснодарского края обращаются в том случае, когда речь идет об общем имуществе многоквартирного жилого дома. Под общим имуществом следует понимать подвалы, чердаки, общие коридоры, ограждающие конструкции здания, то есть все то в доме, что находится за пределами вашей квартиры.

Также мы рассматриваем вопросы, связанные с техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования. Контролируем своевременное выполнение работ по содержанию и ремонту общих помещений в многоквартирных домах.

В Госжилинспекцию можно обращаться и в случаях незаконной перепланировки и переустройства жилых и нежилых помещений. В нашей компетенции находятся и вопросы, связанные с нарушениями правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Речь идет о нормативном уровне и режиме водо- и газоснабжения, своевременной подаче электричества и тепла. Например, есть в доме горячая вода или нет, вовремя ли подается тепло и какова температура воздуха в квартирах (а она должна быть не ниже плюс 18 градусов) - это наши проблемы.

Однако инспекторы выезжают для проверки по жалобе только в том случае, если в ней указаны фамилия, инициалы, место жительства автора, желательно и телефон для связи. Анонимки инспекцией не рассматриваются. Обращение пишется в произвольной форме. Рассматривается оно в течение месяца, но в тех случаях, когда требуется собрать дополнительную информацию, срок может быть продлен до двух месяцев.

На заметку

"Горячая линия" прокуратуры Краснодарского края - (861) 262-27-49 - работает круглосуточно с понедельника по пятницу; устная жалоба записывается на автоответчик и фиксируется в журнале дежурного.
 

ЖКХ Краснодар Кубань. Северный Кавказ