Освободить ГИБДД от техосмотра наметила Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
К 2010 году планируется разработать соответствующие законодательные и подзаконные акты. Однако технологически организовать этот процесс будет сложно.
По словам начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, его ведомство уделит больше внимания своей надзорной и профилактической деятельности, а функция прохождения годового техосмотра будет передана на рынок услуг. Эту процедуру будут проводить коммерческие организации - станции по проверке технического состояния машин. Предполагается, что они же станут оформлять все документы по этой процедуре и выдавать талоны о прохождении техосмотра. При этом они будут нести полную ответственность за техосмотр автомобиля.
Диагностика - одно, ремонт -другое
Определять техническое состояние автомобилей - не дело гаишников. Эта идея вот уже несколько лет муссируется и в прессе, и в думских коридорах. Однако все инициативы по передаче этой функции от ГИБДД к частным структурам постоянно упирались в тупик.
На сегодня более 90 процентов из всех пунктов техосмотра находятся в собственности коммерсантов, а не ГИБДД. В некоторых случаях это принципиальная позиция региональных властей, а в некоторых - необходимость. Так, например, в Ярославской области у всех пунктов - сугубо государственная принадлежность. Это позиция местной власти. Даже в Москве два пункта принадлежат государству. В удаленных районах также работают исключительно организованные государством пункты. Ведь ни одного состоятельного коммерсанта в эти места не загонишь. Если работа не будет приносить прибыли, то зачем тратиться на строительство, оборудование, на зарплаты тем, кто будет там работать. И если изначально организацию этого дела переложить на плечи частных структур, то что делать жителям дальнего села, в котором автомобилей всего пять штук на 100 жителей? Ехать в райцентр за 300 верст для получения талона ГТО?
Частные структуры сейчас получают право на проведение ГТО по конкурсу. То есть подают заявку, заявка рассматривается, назначается конкурсная комиссия, которая принимает решение, кому предоставить право на проведение техосмотра, а кому нет.
Вариант с аккредитацией
Пару лет назад в ГИБДД был подготовлен законопроект, в котором, в частности, предлагалось усовершенствовать систему проведения техосмотра. Намечалось разрешить коммерсантам проводить это дело не по конкурсу, а на основе аккредитации. Ваш центр соответствует всем предъявляемым требованиям? Работайте. Но если будут жалобы или существенные нарушения - вы можете остаться без разрешительного документа. Одно из условий - это то, что автосервисы, то есть те, кто занимается непосредственно ремонтом автомобилей, не могут проводить техосмотр. Диагностика - отдельно, ремонт - отдельно. Такова международная практика, обеспечивающая объективность результатов контроля.
Таким образом МВД России пыталось расширить количество коммерсантов, допущенных к проведению техосмотра. Однако документ не прошел. Одновременно появился законопроект, подготовленный некоторыми депутатами. Документ оказался очень сырой и не был допущен на рассмотрение Госдумы. Та же судьба постигла и следующие документы.
Бюджет без пошлины
На самом деле пока еще мало кто себе представляет, как этот закон должен выглядеть. Есть некоторые предположения на эту тему. Например, при проведении этого действа талон о прохождении ТО станут выдавать сами коммерческие структуры. А все проверки водительских и автомобильных документов касаться этих структур не будут. При этом необходимо ввести условие, чтобы тот, кто выдал талон ТО, нес ответственность за выданный документ.
Рассматриваются и варианты, когда талон будут выдавать и автосервисы. Однако в этом случае явно видна заинтересованность станции, предоставляющей услуги по ремонту, в отрицательных результатах проверки представляемого на техосмотр автомобиля.
Именно поэтому в правительственной комиссии рассматривается вопрос об объединении станций проведения техосмотра в так называемые "саморегулируемые организации", которые будут устанавливать корпоративные правила проведения проверок и в конечном итоге отвечать за их качество и все незаконно выданные талоны. А контролировать эти организации и станции, по идее, должны территориальные подразделения ГИБДД. Однако в настоящее время, несмотря на наличие соответствующего закона, в стране еще не существует действенной модели саморегулируемых организаций, деятельность которых обеспечивала бы защиту интересов широких слоев населения.
Каким образом будет выглядеть передача техосмотра из ГАИ, пока неизвестно. Однако у этой идеи есть еще один неприятный для автомобилиста момент - цена обследования. Сегодня эту цену устанавливают органы исполнительной власти регионов. В той же Москве, вероятно, будет выгодно работать по существующей сейчас цене - 520 рублей за контроль с применением технических средств диагностики. Машин много, на осмотр - очереди. Возможно, даже начнется ценовая конкуренция. А там, где машин мало? Чтобы только окупить оборудование, придется заламывать стоимость осмотра.
Очевидно, определенные потери понесут с введением нового порядка проведения техосмотра и муниципальные образования, ведь именно в их бюджеты зачисляется госпошлина, взимаемая за выдачу талона в настоящее время. С передачей этой функции от государства в коммерческие структуры оснований для ее уплаты не будет.