Подмосковные дороги, как полигон всех инновационных экспериментов в МВД, оказались первыми, где судебные приставы стали нести службу рука об руку с сотрудниками ГИБДД. Удался ли эксперимент и какого имущества может лишиться должник, если его остановил совместный патруль - об этом корреспонденту "РГ" рассказал начальник УГИБДД по Московской облсти генерал-майор Сергей Сергеев.
Российская газета: На днях чиновиники в службе судебных приставов заявили, что скоро будут совместно с гаишниками отлавливать на дорогах должников. А одна московская газета написала, что в Клинском районе совместные мобильные группы не только созданы, но и уже действуют.
Сергей Сергеев: Совместные акции с судебными приставами мы проводили неоднократно. Причем, это уже не эксперимент, а отработанный механизм. Но я бы не сказал, что совместное патрулирование будет проводится на регулярной основе.
РГ: Значит, должники могут пока перевести дух?
Сергеев: Не об этом речь. Инициаторами таких акций в каждом конкретном случае выступают исключительно сами судебные приставы. Они подают нам заявки на совместное патрулирование в тех районах, где должники хуже начинают погашать задолженности по исполнительным листам.
РГ: Как по закону может и должно осуществляться совместное патрулирование?
Сергеев: В тех районах, где есть вопросы, связанные с исполнительным производством, судебные приставы согласовывают с подразделением госавтоинспекции свое присутствие. В случае остановки транспортного средства на посту ГИБДД, они проверяют граждан по своим исполнительным базам.
РГ: Отлавливать должников приставы совместно с гаишниками могут только на стационарных постах? Или им также разрешено гоняться за машиной должников в машинах экипажей ДПС?
Сергеев: Гоняться за должниками никто не собирается. Розыск транспортных средств, являющихся имуществом должников, выходит за рамки полномочий органов внутренних дел.
Порядок нашей совместной работы следующий. Только сотрудник ГИБДД может остановить автомобиль и только за нарушение правил дорожного движения, а не за долги. Если машину остановили, то тогда и пристав может проверить водителя по своей базе данных.
РГ: Значит, если должник ездит по правилам, то он не рискует попасться приставам на трассе?
Сергеев: В принципе - да. Но опыт показывает, если водитель не дисциплинирован в повседневной жизни, то он не дисциплинирован и на дороге.
РГ: Если водитель, которого остановил гаишник, должен некую сумму по исполнительному листу, у него на посту могут вынуть и изъять магнитолу, запаску или даже арестовать автомобиль?
Сергеев: Нет. В соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 10 закона "О милиции" мы имеем право обеспечивать правопорядок и оказывать содействие судебным приставам только в пределах своих полномочий. Задержать транспортное средство мы можем только за нарушение правил дорожного движения. В работу судебных приставов мы не вмешиваемся. Они же осуществляют свою деятельность, находясь на посту ГИБДД в рамках своих полномочий, точно также, как если бы они застали должника у него дома.
РГ: Не боитесь, что дополнительная нагрузка на соотрудников ГАИ отрицательно повлияет на обеспечение безопасности дорожного движения?
Сергеев: Нет. Один пример на дорогах Подмосковья количество погибших за прошлый год сократилось на 22 процента, а это ни много ни мало - 600 человек.
РГ: А две аварии с тяжелыми последствиями, которые случились на днях в регионе - случайность?
Сергеев: Это не тенденция. Разбор их причин показал, что виноваты резко ухудшившаяся погода и водители, которые это не учли. В целом же количество аварий резко сократилось.
Все об автомобилях - в Автопроекте РГ