С 1 марта автолюбители смогут оформить мелкие аварии в соответствии с системой Европротокола.
Предполагается, что в случае небольшого ДТП, где нет пострадавших, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, водители могут не дожидаться сотрудников ГИБДД, а самостоятельно составить схему аварии и отправиться с ней напрямую к страховщикам.
Сейчас в Казани ежедневно регистрируется от 200 до 300 аварий. Большинство из них происходит в час пик - с четырех до семи часов вечера. Около трети всех ДТП связано с превышением скорости. Несмотря на то, что многие относятся к категории легких, то есть без потерпевших, водители не спешат воспользоваться своим правом оформить схему ДТП самостоятельно. Поэтому в час пик больше половины всех инспекторов ГИБДД заняты тем, что оформляют протоколы аварий.
Готовы ли к таким кардинальным изменениям автолюбители Татарстана, корреспондент "РГ" решил выяснить у заместителя генерального директора одной из крупных страховых компаний республики Оскара Адгамова.
Российская газета: Оскар Равильевич, скажите, как невооруженным глазом определить сумму ущерба?
Оскар Адгамов: Боюсь, что ответа на это вопрос вам никто не даст. Под небольшой царапиной могут скрываться довольно серьезные внутренние повреждения. Для того чтобы прикинуть, во сколько, к примеру, обойдется замена поврежденного бампера, водителю придется возить с собой прайс-листы автосервисов. Как вы понимаете, это нереально.
РГ: Чем грозит такой просчет?
Адгамов: Страховая компания не сможет выплатить пострадавшей стороне свыше 25 тысяч рублей.
РГ: А что делать в том случае, если ущерб неожиданно оказался намного серьезней, суд поможет?
Адгамов: Я не могу отвечать за суд. Скажу только, что, если пострадавший соглашается оформить ДТП в соответствии с системой Европротокола, он автоматически соглашается с тем, что его ущерб не превысит 25 тысяч рублей.
РГ: То есть сомневающимся автолюбителям стоит, как это практиковалось и раньше, прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД.
Адгамов: Абсолютно верно.
РГ: Смущает и такой момент, как оформление схемы…
Адгамов: И не зря. Составить схему ДТП непрофессионалу довольно сложно. Тем более учитывая, что авария - это стресс. Любая помарка может привести к тому, что ваш план ДТП не будет принят в страховой компании. Для того чтобы ее составить, автолюбителю как минимум потребуется чистый лист бумаги, ручка и рулетка. Многие ли из водителей возят с собой в бардачке все эти нехитрые приспособления?
РГ: Тогда, может быть, в случае ДТП прибегнуть к помощи аварийного комиссара?
Адгамов: Он скорее всего поможет составить схему аварии, но проконсультировать вас по поводу стоимости ущерба - вряд ли. Я думаю, что в скором будущем появятся экспертные компании, которые вызовутся помочь водителям в оформлении ДТП на месте происшествия вместо инспекторов. Но надо понимать, что услуги таких экспертов придется оплачивать из собственного кармана.
РГ: Тогда зачем нам такие сложности?
Адгамов: Сложности предвидятся в течение нескольких месяцев, пока вся система не будет адаптирована к нашим условиям. Поначалу с ОСАГО тоже было не все так просто, теперь понемногу утряслось.
РГ: Как вы считаете, готовы ли наши водители к таким преобразованиям?
Адгамов: Не думаю, что многие из них вообще знают о том, какие изменения вступают в силу. Хочу напомнить также, что с 1 марта в России начинает действовать система прямого возмещения убытков по договорам ОСАГО. Отныне потерпевшей стороне не нужно связываться со страховщиками виновника аварий. Для возмещения ущерба ему достаточно обратиться в компанию, с которой он заключил договор ОСАГО. Но здесь следует отметить, что система прямого возмещения убытков будет распространяться только на договоры ОСАГО, заключенные с 1 марта этого года. Для остальных автолюбителей действует прежняя схема.