Прогнозы разработчиков систем безопасности для автомобилей, а также страховщиков отнюдь не радуют. Они считают, что в этом году в связи с экономическим кризисом, подорожанием машин и запчастей к ним может увеличиться и количество угонов.
Эксперты считают, что необходимо на законодательном уровне разработать способы противодействия этим преступлениям.
Недавно Профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств протестировала 11 машин, поставляемых на наш рынок, на предмет их защищенности от угона и от кражи из самого автомобиля. И сравнила результаты с данными по этим же автомобилям, поставляемым на рынок Великобритании. Дело в том, что туманный Альбион считается эталоном в этом вопросе. И оценки поставляемых на российский рынок автомобилей проводились по их методикам.
Эта английская методика появилась не на пустом месте. Еще в начале 1990-х годов Великобритания считалась эдакой прачечной для угнанных машин. Местные законодатели посчитали убытки - прослезились. После чего была разработана система, которая действует до сих пор. Создана экспертная организация, которая проверяет степень защиты от угона и от проникновения в машину каждой модели, поставляемой на рынок. Результаты тестов распространяются по страховым компаниям, с ними может ознакомиться на сайте любой покупатель.
Степень защиты оценивается по пятибалльной шкале. В зависимости от нее страховые компании рассчитывают страховую премию. Чем меньше степень защиты - тем выше тариф. В результате этой гос программы на рынок Великобритании поставляются только надежно защищенные автомобили. Остальные там просто не пользуются спросом.
Российская ассоциация противодействия угонам, воспользовавшись английской методикой, проверила машины, поставляемые на наш рынок. Результат оказался плачевным. Так, например, Mersedes E-class в английской комплектации получил оценку 5х3. Первая цифра - защита от угона, вторая - защита от кражи из машины. В российском варианте этот автомобиль получил оценку 3х1. Toyota Camry в Англии - 5х4, в России - 2х1. Наиболее печальный результат показал Mitsubishi Outlander: в Англии - 5х4, в России - 1х1. То есть степень защиты этого автомобиля на нашем рынке минимальна.
Может, нашим законодателям стоило бы подумать о том, как использовать английский опыт, чтобы оградить рынок от незащищенных автомобилей?
Тем более что угонщики все шире используют новинки высоких технологий. По мнению экспертов, сейчас 95 процентов противоугонных устройств, представленных на нашем рынке, легко вскрываются. Автоворы в России отличаются от своих коллег за рубежом. Как правило, это технически подкованные люди, зачастую с высшим образованием. Своего рода интеллектуальная воровская элита. Именно они разработали так называемые кодграбберы. Эти устройства считывают код, посылаемый вашим брелоком машине. Воспользовавшись считанным сигналом, легко открывают автомобиль. Эту угонную технику уже уменьшили до размеров обычного брелока и торгуют открыто в Интернете.
В качестве контрмеры производители защитных комплексов придумали так называемую диалоговую систему. То есть когда брелок обменивается с машиной не одним, а рядом кодовых сигналов. Однако в Интернете можно найти уже и кодграбберы, которые способны взломать и такие хитроумные системы.
Против спутниковых систем слежения на "черном рынке" стали продавать GSM-глушилки. Против них у производителей есть так называемые антиджамеры. Если вдруг кто-то пытается заглушить сигнал, машина включает автономную сирену. Это, по мнению производителей, должно отпугнуть угонщиков вместе с их прибором.
Эту "гонку вооружений" пока выигрывают угонщики. Сократить лавину автокраж можно только на законодательном уровне, считают эксперты. В Госдуме рассматривается законопроект, который ужесточит ответственность для угонщиков. По мнению председателя "Движения автомобилистов России" Виктора Похмелкина, необходимы перемены и в организации работы правоохранительных органов. Он считает, что надо воскресить идею о создании в МВД отдельного подразделения для борьбы с угонами.
Впрочем, сотрудники МВД не согласны с прогнозами экспертов, будто кражи машин будут только расти. Как сообщил заместитель начальника отдела розыска УГИБДД по Московской области Игорь Агапкин, в целом за год в регионе число угонов уменьшилось.
В Москве за прошлый год было угнано 5800 автомобилей. Для сравнения: в 2004 году было угнано более 14 тысяч автомобилей.