Проработав вполсилы всего месяц после длительного новогоднего простоя, АвтоВаз вчера снова остановил сборочный конвейер. На этот раз на неопределенное время из-за нехватки ряда важных комплектущих деталей. Причиной стал финансовый конфликт с предприятиями-смежниками.
Из-за резкого падения сбыта в январе этого года (на 40 процентов) завод стал использовать в расчетах с некоторыми поставщиками вексельные схемы оплаты, а "живыми" деньгами платил лишь 30 процентов. Ряд партнеров-поставщиков новая схема расчетов не устроила. Они в ультимативной форме заявили: не будет денег - не будет отгрузок. Долг АвтоВаза за комплектующие достиг более миллиарда рублей.
По мнению экспертов, вексельная инициатива в отношениях с поставщиками превращается в мину замедленного действия для всех заложников этой ситуации. Теперь дальнейшая судьба конвейера фактически зависит от того, найдут ли поставщики общий язык с руководством автозавода. Ситуацию обостряет то, что без работы остаются более десяти тысяч человек.
В определенной мере увеличить спрос на автомобили и таким образом разрядить ситуацию могла бы помочь льготная покупка гражданами автомобилей. В схему субсидирования государством автокредитов попал практически весь модельный ряд АвтоВАЗа. Льготный механизм должен заработать в ближайшее время. Предполагается, что после 9 марта правительство утвердит правила льготного предоставления кредитов.
Дмитрий Румянцев, представитель Группы "СОК":
- Да, мы были вынуждены прекратить поставку комплектующих со 2 марта, о чем уведомили руководство АвтоВАЗа своим письмом от 25 февраля. В нем мы высказали озабоченность сложной экономической ситуацией, в которой оказались все предприятия автопрома - как производители автомобилей, так и производители комплектующих, и предложили погасить имеющуюся задолженность перед нашими предприятиями. Также мы предложили найти совместные решения по данной проблеме, однако ответа не получили.
В декабре после внедрения АвтоВАЗом новых условий оплаты мы пошли навстречу руководству завода, согласившись временно принимать в качестве оплаты за отгруженные комплектующие не "живые" деньги, а векселя. Но, как показало время, вексельная схема оказалась нежизнеспособной, о чем мы и проинформировали наших партнеров. Очевидно, что сложившаяся ситуация противоречит как интересам АвтоВАЗа и его трудового коллектива, так и интересам Группы "СОК" и ее многотысячного коллектива. Мы настроены на конструктивный диалог и готовы продолжать сотрудничество на взаимовыгодной основе.