В прошлом году Беларусь сравнялась по насыщенности легковыми автомобилями со многими европейскими странами и по этому показателю заняла лидирующее положение в СНГ. И неудивительно: менее чем на 10 миллионов человек населения впервые было ввезено более 200 тысяч иномарок. Можно порадоваться за рост благосостояния людей, но возникают и определенные вопросы. В частности, почти все полтора миллиарда долларов, потраченных на покупку этих зарубежных легковых автомобилей, ушли в Европу, Азию и США, увеличивая и без того существенное белорусское отрицательное сальдо внешней торговли. К тому же новых автомобилей ввезено лишь 25,3 тысячи, остальное - секонд-хенд со всеми присущими ему экологическими и техническими проблемами. К слову, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, в полтора раза, примерно до 5 тысяч, сократился за год ввоз новых российских легковушек. Это меньше, чем продали в стране представители одного лишь "Фольксвагена".
Между тем в России ситуация несколько иная. Пополнение автопарка в большей мере идет за счет новых машин. Во многом потому, что пошлины на ввоз иномарок высоки, а многие ведущие автомобильные бренды мира уже открыли в стране сборочные производства либо собираются это сделать в ближайшее время. Российское правительство предоставило им ощутимые налоговые льготы в обмен на солидные инвестиции. Но в Беларуси машины, собранные, к примеру, на российских заводах "Форд" или "Фольксваген", по-прежнему считаются иностранными и облагаются максимальной ввозной пошлиной.
- По этой причине на наш рынок они практически не поступают, выгоднее завозить товар с головных предприятий в Германии, Испании или Италии, - пояснил председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. - Ведь пока локализация производства в России, то есть уровень отечественных узлов, материалов и других затрат в стоимости автомобиля, не превысила 50 процентов. Только при увеличении этой цифры машина может считаться российской и поступать в Беларусь беспошлинно.
В разгар финансово-экономического кризиса проблемность такого положения особенно очевидна. При определенных условиях Беларусь могла бы получать тысячи "Фордов", "Фольксвагенов", ВМW из России, обеспечивая работой российских производственников. Да и обходились бы такие автомобили белорусским покупателям дешевле. Ведь Беларусь и Россия давно уже заключили таможенный союз. Согласовано около 95 процентов ввозных пошлин. Однако сохраняются давнишние расхождения о том, сколько взимать за иномарки. Россия поставила высокий барьер на их пути, защищая свои автомобильные предприятия и побуждая мировые концерны создавать в стране новые. Для Беларуси было актуальнее предоставить гражданам свободу выбора, собирая при этом немалые платежи в госбюджет. Изменится ли ситуация?
- Сейчас представители правительств Беларуси, России и Казахстана ведут активные переговоры об образовании таможенного союза, и все зависит от того, о чем они договорятся, - считает Сергей Михневич. - Возможно, таможенная территория будет защищена едиными ввозными пошлинами, тогда условия продажи иномарок, собранных в трех странах, станут более-менее равными.
Сейчас мало кто помнит, что именно в Беларуси появился первый на постсоветском пространстве сборочный завод "Форд". Но он не оправдал себя. В частности, потому, что Россия не признала его автомобили продукцией белорусского происхождения и обложила высокими таможенными пошлинами. В прошлом году в тех же цехах было изготовлено 288 иранских автомобилей среднего класса "Саманд". Пока - из привозных узлов и деталей, что опять-таки не дает беспошлинного пропуска на российский рынок.
Но недавно Минск посетила очередная высокая иранская делегация, и было подтверждено решение развивать проект. Министр промышленности Беларуси Анатолий Русецкий заявил, что в ближайшие два года рядом с Минском должно быть создано полноценное кузовное производство, где намечено также освоить выпуск автомобилей типа "Пежо-206" и "Рено-Логан". Их тестовую продажу планируется начать уже в конце нынешнего года.
А Минский автомобильный завод, широко известный своими грузовиками, только что посетила представительная делегация китайской автомобильной компании "Шери". Договорились в ближайшие месяцы представить бизнес-план строительства масштабного завода по производству легковушек. Ясно, что такие проекты по определению не могут замыкаться на внутреннем рынке. Так, может, странам ЕврАзЭс было бы выгодно отменить межгосударственные пошлины на перемещение иномарок, собранных на их территории, не дожидаясь достижения 50-процентного уровня локализации?
Пока подобные вопросы по вполне понятным причинам обсуждаются на государственном уровне строго конфиденциально. Что абсолютно ясно, так это то, что белорусским и российским предприятиям надо шире интегрироваться в мировую систему производства автокомпонентов - амортизаторов, стекол, обивки, электро- и резинотехнических изделий. Именно такое предложение сделал недавно в Беларуси губернатор Калининградской области Георгий Боос. Разнообразные материалы, узлы и детали нужны российским и белорусским предприятиям по сборке иномарок. В Беларуси с десяток заводов поставляют продукцию на конвейеры ГАЗа, ВАЗа, КАМАЗа. Но чтобы ее брали "Форд" или "Тойота", придется многие производства переделать под мировые стандарты. Это непросто. Однако в этом - самый эффективный способ сделать иномарки, собираемые в Беларуси или России, по сути, отечественными брендами.