11.03.2009 02:00
Digital

ЖЖ включил счетчик плюсов финансового кризиса

ЖЖ включил счетчик плюсов кризиса
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4864)
Читать на сайте RG.RU

В Живом журнале в Интернете кто-то предложил создать комьюнити тех, на ком кризис сказался положительно. Принес свои плюсы.

Сам автор предложения насчитал 12 плюсов - уменьшились пробки, появилась возможность больше времени проводить с семьей, выяснилось, что я неплохой кулинар, - 11 из которых сразу же дружно признали большое количество обсуждающих тему. Не все смогли разделить плюс 12-й: "в магазине рядом с домом заметно подешевели продукты".

Срабатывает элементарное чувство здравого смысла: не может все и повсюду падать даже в дни мирового кризиса, что-то обязательно растет. Что?

Во времена ставшей ныне классикой Великой депрессии, обратил внимание известный экономический обозреватель Александр Привалов, в Америке экономический рост переживал Голливуд: народ рванул в кинотеатры за мощной порцией "грез", покупая их в запас и на вырост. А кроме того, резко возросли продажи и, разумеется, производство губной помады. Кто-то даже предлагал наряду с Доу-Джонсом ввести индекс губной помады, видимо, для измерения глубины экономического падения. Чем более стагнирует производство, тем сильнее красятся губы.

Вряд ли XX век буквально повторит те же самые экономические сюжеты, но место губной помады могут занять заколки для волос или шарфы, например.

Индекс чего-нибудь положительного в дни кризиса - еще более необходимая нота, чем в обычное время.

Тем более что русское народное восприятие мирового финансового кризиса развернулось по яркому апокалиптическому сценарию. Разговоры о переходе на грибы и ягоды и иной подножный корм, о замене сахара сахарином иногда даже не помечаются необходимой долей иронии.

Любопытно, что в рядах сторонников апокалиптического прогноза, путающих экономический кризис то ли с Гражданской, то ли с Отечественной войной, помимо просто людей с яркой фантазией - доблестные представители долгожданного среднего класса, причем средних и верхних его слоев.

Молодые 30-летние бизнесмены, чьи доходы на новых для России рынках еще вчера позволяли им купить квартиры без ипотеки, предупреждают мам и бабушек о том, что новая кофточка - чрезмерная трата, соль и крупа - вот что скоро будет на повестке дня.

Но успех ведь не всегда делает нас хорошими экспертами.

И социальное бесстрашие отцов и матерей, чей опыт куда шире и вбирает в себя как память о застойных дефицитах, так и шоковые впечатления от гиперинфляции, кажется не только более достойным, но и более адекватным, чем социальный мандраж чад из среднего класса.

Но средний класс в России - это четверть населения в лучшем случае. Главный социальный баланс обществу задает вовсе не он, а стоящий на его месте в неудачных кандидатах основной класс. Этот насчитывающий около 60 процентов слой населения позволял себе мечтать о чем-либо престижном в сфере мелкой бытовой техники. И этот "основной", не знавший великих потребительских побед, не боится и страшных поражений. Он аккумулирует в себе сторонников скептического взгляда на кризис.

- Такое ощущение, что нам спустили откуда-то это слово "кризис". Оттого, что американцам нечем платить за дома, которых они не строили, почему мне должно быть плохо? По-моему, это похоже на массовый охмуреж, - сомневается в правомочности клише экономического апокалипсиса известный критик Лев Аннинский, чья интеллектуальная трезвость вне сомнения.

И он точно прав хотя бы в том, что со времен публикации статьи Николая Шмелева "Авансы и долги" в России началась эра общественной рефлексии основных экономических закономерностей. И с тех самых пор общество беспрерывно и до усталости обсуждало суммы то взятых, то возвращенных кредитов МВФ, то экспортных пошлин на нефть. А сейчас, когда пришла пора на пальцах объяснять, как американская ипотека накренила российскую экономику, внятные разговоры об экономических закономерностях неожиданно оборвались.

И мировой финансовый кризис представляется в общем еще достаточно образованной российской публике в жанре плохой мистики - как чума в Венеции или холера в Одессе. Кризис грозный и неумолимый, как Каменный гость, шествует по русской земле, трещат основы мироздания, увольняют звезд пиара.

Но от всех Каменных гостей есть один простой рецепт - не надо быть донжуаном от экономики ли, от потребления ли.

Недонжуанистая, огромная часть российского общества выписала себе рецепт от дурной экономической мистики, включив счетчик "плюсов" кризиса.

Интернет Социология