В Госдуме появились поправки в закон, которые подготовлены министерством транспорта, а вносило поправки на обсуждение - правительство. По ним летчиков будут серьезно наказывать за "вождение" под градусом. Например, лишат прав на полеты до 3 лет.
Проблема "выпил и за штурвал" в последние годы стала очень актуальна. Причем речь идет не только об отечественных летчиках, но и их заграничных коллегах. Перед самым Новым годом в амстердамском аэропорту был задержан пилот, который "под парами" привел самолет в Амстердам из Лондона. После удачной посадки в полицию позвонил неназвавшийся человек и заявил, что пилот не трезв. 51-летнего летчика - гражданина Норвегии задержала полиция аэро порта. Проверка показала, что содержание алкоголя в его крови превышало 0,85 промилле, в то время как в гражданской авиации уже 0,2 промилле считается серьезным нарушением.
Первое, что сделала полиция, - изъяла летное удостоверение на право пилотирования. По их законам полицейский протокол был направлен в районную прокуратуру голландского города Харлем, в ведение которой входит аэропорт. Параллельно поставлены в известность норвежские официальные инстанции. Любопытно, но представитель полиции амстердамского аэропорта, общаясь с прессой, заявил, что подобные случаи в практике их аэропорта - не редкость.
После того как в 2000 году в Европе были утверждены правила запрета на употребление алкоголя работниками воздушного транспорта, такие аресты случаются пару раз в год.
Грешат выпивкой не только гражданские летчики. Пару лет назад под Гамбургом упал вертолет, который пилотировали пьяные летчики. Тогда погибли пять человек. Экспертиза показала, что в крови пилота было 1,5 промилле алкоголя, у бортмеханика - 1,2 промилле. Этот вертолет летел по срочному вызову, и на его борту находился врач, который погиб вместе с летчиками.
В минтрансе разработан проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Необходимость изменений в министерстве объяснили массой нарушений, которые стабильно приводят к происшествиям и которые простым наказанием победить не получается. По мнению разработчиков, участились случаи нарушения правил перевозки пассажиров и грузов. Нагружают самолет выше максимальной взлетной массы и нарушают центровку. Возят коммерческих пассажиров на грузовых воздушных судах. Вносят несанкционированные изменения в конструкцию воздушного судна. Выполняют полеты с недоукомплектованным экипажем, без необходимых судовых документов, а подчас и в нетрезвом состоянии.
Меры, предлагаемые законопроектом, зависят от степени опасности и будут более конкретно прописаны в законе.
Например, предложены жесткие наказания за вылет лайнера с неисправностями, с которыми запрещена его эксплуатация, за превышение количества пассажиров. Суровые санкции ждут экипаж за управление самолетом в нетрезвом виде или уклонение перед полетом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Все эти наказания вписаны в законопроект в прямом смысле кровью. Ведь при автоаварии из-за нетрезвого водителя есть шанс выжить. А при пьяном летчике таких шансов практически нет.
Наказывать собираются не только тех, кто возит, но и пассажиров. За пьянку и дебош на борту штраф вырастет со ста сегодняшних рублей до пяти тысяч.
Справка "РГ"
К сожалению, в последние годы проблемы с алкоголем в гражданской авиации обострились.
В Анапе штурман и командир авиакомпании "Аэрофлот- Норд" были отстранены от полета из-за употребления спиртного.
В авиакомпании "Газпромавиа" в Уфе от полета был отстранен командир самолета из-за состояния алкогольного опьянения.
В аэропорту Нижний Новгород на предполетном медосмотре по причине алкогольного опьянения был отстранен от полета штурман авиакомпании "ЮТэйр".
Подготовила Наталия Славина.