24.03.2009 04:00
Экономика

Брянские автомобилисты решили побороться за качество дорог

Борьба за качество брянских трасс началась с марша водителей
Текст:  Александр Федосов
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4873)
Читать на сайте RG.RU

Брянские автомобилисты провели весенний марш протеста. Выстроившись в колонну, с лозунгом "Налоги есть - дорог нет" они попытались прорваться к властным зданиям.

Сотрудники ГИБДД не подпустили водителей к центральной площади города. Митинговать пришлось в другом районе. Клаксоны не умолкали. Сочувствующих было много, однако власти акцию проигнорировали. Еще исполнявший обязанности главы города Игорь Алехин (его отставка была принята 19 марта) пояснил:

- Во время встреч с населением мы узнали, что жители в первую очередь заинтересованы в ремонте не центральных городских магистралей, а дворовых территорий. Уже в 2007 году в Брянске отремонтировано более ста дорог, внутридворовых и парковых территорий. Объемы выполненных работ в сто раз превысили объемы 2000 года. На это направлено более полумиллиарда рублей, в том числе свыше 331 миллиона - из федеральной казны.

Однако парадокс в том, что огромные деньги, потраченные за два года на дорожное строительство, все же не принесли желаемого результата. Качество нового асфальта не выдерживает критики. Его укладывали даже тогда, когда уже падал первый снег. Уже нынешней весной новое покрытие приобрело удручающий вид. Поэтому недоумение автомобилистов, желающих знать, почему их налоги расходуются так бездарно, вполне закономерен.

Основная причина очевидна. При всей активности приемщиков-контролеров на самом деле жесткого спроса нет. Из сотен миллионов рублей лишь четыре, как считают правоохранительные органы, можно расценить как потраченные нецелевым образом. Брак во внимание не берется: дорога "рассыпается" - но ведь она есть.

Как пояснили в областном управлении налоговой службы, транспортный сбор с населения и предприятий недостаточен для ремонта и прокладки новых магистралей. Однако автовладельцы настаивают: это не значит, что имеющиеся деньги можно выбрасывать на ветер.

Подсчитано, что потери из-за низкого качества и слабой пропускной способности дорог составляют три процента российского ВВП. Это в шесть раз выше, чем в европейских странах. За день в России грузы перемещают только на 200-300 километров, тогда как в Европе - на тысячу. Естественно, что и транспорт у нас служит меньше, а расход горючего выше.

Вся эта статистика вполне подтверждается и брянскими водителями. Владелец "Мазды" Николай Самойлин уже во второй раз "поймал" яму. Из-за этого треснули два диска, каждый из которых стоит шесть тысяч рублей. Он не унывает лишь по той причине, что уже успешно судился с коммунальщиками и почти задаром отремонтировал подвеску, искореженную в прошлом году. Однако не все хотят бегать по судам.

- В 2009 году при поддержке федерального бюджета мы передаем эстафету реконструкции проспекту Ленина, который требует безотлагательного ремонта, - заявил Игорь Алехин.

На самом деле эта улица может считаться образцом дорожного покрытия по сравнению с Московским проспектом, который встречает большинство гостей города, или Красным маяком. Даже водители грузовиков стараются лишний раз по ним не ездить.

Между тем ничего утешительного начальник МУП ЖКХ Брянска Александр Зайцев не обещает:

- Пока могу твердо сказать, что на ямочный ремонт выделено 29 миллионов рублей, - сказал он корреспонденту "РГ". - Конечно, мне, как дорожнику, хочется, чтобы ремонтировались не дворы, а магистрали. Некоторые из них отслужили уже два срока - полтора десятка лет. Низкое качество нового асфальта обусловлено тем, что сейчас поступает очень плохой битум. На нефтеперерабатывающих заводах снижен контроль - вот и результат. Наш асфальтобетонный завод вынужден применять добавки, но и они не гарантируют качества. Даже на новых дорогах происходит выщелачивание. В советские времена такое и представить было нельзя.

Дорожники надеялись, что отток со столичных строек скажется наплывом специалистов в их организации. Однако этого не произошло. Да и средства не позволяют принять большое пополнение. Между тем обновленный на мартовских выборах горсовет не намерен оставаться в стороне от дорожных бед.

- Нас не устраивают объяснения чиновников, - заявил корреспонденту "РГ" депутат горсовета Сергей Курденко. - Если у вас плохой битум, зачем проводятся торги? В этой сфере надо многое менять.

По заверению минтранса, финансирование отрасли останется на уровне прошлого года. Но пока настроения брянских дорожников таковы, как будто их отбросили лет на десять назад.

Инфраструктура Регионы Брянск Центральная Россия