С сегодняшнего дня в России вступает в действие постановление правительства о выдаче льготных рублевых автокредитов сроком на три года. Часть процентной ставки банкам возместит государство. Документ публикуется в этом номере "Российской газеты".
Выдавать такие кредиты вправе два государственных банка - Сбербанк и ВТБ, имеющие филиалы по всей стране и долю участия государства или Центробанка не менее 50 процентов.
Напомним, в список из 30 автомобилей-льготников, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, вошли нелюксовые марки - весь модельный ряд АвтоВАЗа, UAZ Hunter, а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Сразу уточним, что очутившиеся в перечне Chevrolet Niva или Ford Focus, которые сегодня стоят дороже, можно будет приобрести в кредит только в случае снижения их цены до допустимой планки. Как сказали "РГ" в пресс-службе минпромторга, правительство надеется, что при изменении маркетинговой политики производители пойдут на ценовой компромисс.
Банки будут предоставлять автокредит по своей процентной ставке минус две трети ставки рефинансирования ЦБ. От нынешних 13 процентов это 8,66 процента годовых. Эксперты посчитали, в этом случае размер переплаты по кредиту уменьшается в два раза. То есть, к примеру, если средняя ставка по автокредитам сегодня составляет 18 процентов, то он будет выдаваться в среднем под 9 процентов годовых. Таким образом, при первоначальном взносе в 105 тысяч рублей (30 процентов от 350 тысяч рублей) в течение трех лет автовладелец выплатит за машину 245 тысяч рублей. В среднем 6,8 тысячи рублей в месяц. При этом он сэкономит на кредите до 40 тысяч рублей.
Для того чтобы приобрести автомобиль по столь привлекательной кредитной схеме, покупатель должен внести минимальный взнос в 30 процентов от его стоимости. А получать автокредит будут по стандартной схеме, действующей сегодня в Сбербанке и ВТБ. В Сбербанке, к примеру, при выдаче любых кредитов требуют официальную справку о доходах по форме 2-НДФЛ.
Между тем эксперты считают, что если в результате программы спрос на машины вырастет даже процентов на пять-семь, то ВАЗ при этом сможет продать до 30 тысяч автомобилей в год. А сегодня в ожидании покупателей на складах завода и у дилеров скопилось до 90 тысяч "железных коней". В целом в 2009 году на программу льготного автокредитования будет выделено 2 миллиарда рублей. По прогнозам минпром торга, по такой схеме будет продано 145-150 тысяч авто.
Впрочем, точный срок начала действия этой меры из антикризисной программы, цель которой - создать предпосылки для увеличения спроса на отечественную автомобильную технику, пока неизвестен. Вчера источник в Сбербанке сообщил корреспонденту "РГ", что банки пока не получили ряд официальных исходных данных. К примеру, по формам отчетности. Таким образом, реальная выдача кредитов может затянуться.
Кроме того, на прошлой неделе в процесс неожиданно вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Несмотря на то что перечень льготных автомобилей минпромторг утвердил больше месяца назад и у антимонопольщиков было время вмешаться, они потребовали от министерства объяснений, почему в льготный перечень не включена Hyundai Accent Таганрогского автозавода, а также Volga Siber, выпускаемая на "Автоторе" стоимостью менее 350 тысяч рублей. В противном случае пригрозили возбудить дело об ограничении конкуренции государственными органами. Как пояснили "РГ" в пресс-службе минпромторга, в ведомстве не считают подготовленные решения нарушающими законодательство о конкуренции. В ФАС уже направлены исчерпывающие пояснения относительно критериев отбора производителей и машин. В том числе в официальном ответе говорится, что "Минпромторг России готов рассмотреть возможность внесения изменений в Перечни льготных автомобилей в случае наличия аргументированной позиции ФАС".
Все об автомобилях - в Автопроекте "РГ"