31.03.2009 02:00
Авто

Барак Обама вынудил главу "Дженерал моторс" уйти в отставку

Белый дом стал инициатором кадровой чистки в автогиганте
Текст:  Максим Макарычев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4878)
Читать на сайте RG.RU

Глава американского автогиганта "Дженерал моторс" Рик Вагонер, который занимал этот пост с 2000 года, ушел в отставку. Свое решение он принял по настоянию администрации президента США Барака Обамы, которая дала понять, что в противном случае план по спасению концерна будет отложен в долгий ящик.

Вполне очевидно, что таким образом Белый дом отреагировал на давление со стороны налого-плательщиков в США, которые недовольны тем, что их деньги идут на спасение частных фирм, а в действительности распределяются на премии "несостоятельному топ-менеджменту". Пост генерального директора компании займет ее операционный директор Фритц Хендерсон.

Последние месяцы стали самыми тяжелыми в истории "ДМ". По сравнению с 2007-м в 2008 году выручка гиганта уменьшилась на 31 миллиард долларов. При этом годовая зарплата самого Вагонера в 2008 году составила почти 15 миллионов долларов, хотя он неоднократно заявлял, что "готов работать в "ДМ" хоть за один символический доллар".

Чашу терпения Белого дома, очевидно, переполнила неэффективность работы топ-менеджмента корпорации в условиях кризиса. В декабре правительство США уже выделило "ДМ" и "Крайслеру" почти 18 миллиардов долларов.

Тогда Барак Обама заявил, что автопроизводители, "получившие миллиарды, должны предпринимать гораздо больше усилий, чтобы оправдать полученные ими средства". Однако два концерна не только не смогли предложить внятные антикризисные меры, но и не нашли ничего лучше, как снова просить миллиарды в Белом доме. Причем если "Крайслер" настаивал "всего лишь" на пяти миллиардах, то в "ДМ" заявили о том, что им "для спасения" необходимы дополнительные 16,7 млрд долларов.

Ну а сам Вагонер, давно вызывавший антипатию у большинства конгрессменов, явно проигрывал в стратегии антикризисных мер в сравнении с другим автогигантом - концерном "Крайслер", где резко сократили зар-платы руководства, число рабочих мест и продажу брендов.

На Капитолии главе "ДМ" припомнили и то, что за восемь с лишним лет его руководства автогигантом акции корпорации упали почти на 95 процентов. Но если раньше за Рика Вагонера после обвинений конгрессменов неизменно вставал горой совет директоров "ДМ", то сейчас, после "просьбы Обамы", он решил обойтись без поддержки компаньонов и уйти сам.

Между тем свой пост покидает и глава совета директоров крупнейшего французского автопроизводителя "Пежо-Ситроен" Кристиан Штрейфф. Немец, бывший топ-менеджер концерна "Эрбас", работал главой французского автогиганта с 2006 года. В отличие от Вагонера он ушел не сам, а был единогласно отправлен в отставку решением наблюдательного совета концерна. "Мы приняли решение о необходимости перемен в руководстве", - заявил журналистам председатель совета "П-С" Тьерри Пежо, владеющий третьей частью компании.

Легковые авто США