07.04.2009 01:00
Экономика

В Россию с рабочим визитом прибывает госсекретарь по внешней торговле Франции Анн-Мари Идрак

Интервью с госсекретарем по внешней торговле Франции Анн-Мари Идрак
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4883)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Россию с рабочим визитом прилетает глава французского внешнеторгового ведомства мадам Анн-Мари Идрак. Намечены поездки в Санкт-Петербург, Самару и Москву. Главная тема - развитие двусторонних экономических связей.

Российская газета: Мадам Идрак, как вы оцениваете нынешнее состояние торгово-экономических отношений между Россией и Францией? Какого уровня они достигли?

Анн-Мари Идрак: За последнее десятилетие они значительно укрепились. Неуклонно увеличиваясь с 2000 года, торговый обмен между нашими странами в прошлом году достиг 20 миллиардов евро. За восемь лет французский экспорт в Россию вырос в четыре раза, а российский во Францию - в пять. Более 500 наших компаний сейчас работают в Российской Федерации в самых значимых отраслях экономики. На Францию приходится четыре процента закупаемой Россией на внешних рынках продукции, что ставит нас на девятое место в списке торговых партнеров России. В свою очередь ваша страна занимает такое же девятое место среди внешнеторговых партнеров Франции. Сами по себе эти результаты хороши, но на этом нельзя останавливаться.

Полную версию интервью читайте только на сайте

РГ: Какие шаги Франция и Россия могут предпринять для того, чтобы справиться с проблемами, вызванными кризисом? Что уже делается?

Идрак: Из-за спада спроса на рынках и нестабильных цен мировой финансовый кризис в целом, несомненно, приведет к серьезному замедлению внешнеторгового обмена. И тем не менее, несмотря на то что доступ к источникам финансирования стал более ограниченным, кризис может создать новые возможности для прямых инвестиций в тот момент, когда стоимость активов предприятий уменьшилась. Это касается как французских капиталовложений в Россию, так и российских во Францию, что мы всячески поддерживаем.

С тем чтобы противостоять последствиям кризиса, Россия и Франция в кратчайшие сроки предприняли энергичные шаги, нацеленные на поддержку деловой активности. При этом мы делаем особый акцент на принципе долгосрочности и на капиталовложениях.

РГ: В каких сферах сотрудничества, по вашему мнению, предприниматели и промышленники двух стран добились особого прогресса?

Идрак: Успешные партнерские связи установились во многих стратегически важных отраслях. В качестве примера назову, конечно, аэрокосмическую промышленность, гражданскую авиацию, где ряд французских фирм, в первую очередь "Сафран", "Талес", а также другие активно задействованы в проекте российской компании "Сухой" по созданию регионального самолета "Суперджет 100". Или возьмем автомобилестроение: здесь также существуют партнерские связи. Они сложились, в частности, между французским концерном "Рено" и АвтоВАЗом. А вот совсем свежий пример. Буквально на прошлой неделе компания "Альстом транспорт" подписала с российским "Трансмашхолдингом" историческое соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Но надо идти дальше. Я убеждена, что ноу-хау наших промышленников могут привести к новым проектам по совместному партнерству. Чтобы это произошло, руководители предприятий должны лучше знать друг друга и чаще встречаться. Именно поэтому в поездке по России меня сопровождают три десятка глав французских компаний.

РГ: Где, на ваш взгляд, можно было бы серьезно прибавить и вывести отношения на новый уровень?

Идрак: Главная особенность наших взаимных обменов - это их дисбаланс: мы закупаем в России примерно в два раза больше товаров, чем продаем ей. К тому же, как я заметила, номенклатура российских товаров, идущих во Францию, носит ограниченный характер, в то время как наш в Россию гораздо разнообразнее. И действительно, 90% вашего экспорта - это энергоносители. Что же касается французского экспорта в Россию, то он распределяется следующим образом: 34% приходится на промышленное оборудование, 24% - товары широкого потребления, 21% - промежуточные товары, 10% - сельхозпродукты и продовольствие и 9% - автомобили.

Мне представляется, что есть хорошие возможности для продвижения французской продукции, особенно продовольственной, если, конечно, российский рынок будет для нее открыт. Вместе с тем нам необходимо продвинуться вперед в области производства промышленного оборудования. Именно оно позволяет предприятиям поднимать производительность, а также конкурентоспособность на мировых рынках. Таким образом, Франция хотела бы поспособствовать диверсификации российской экономики.

РГ: Между энергетиками двух стран, в частности между концернами "ГДФ СЮЭЗ" и "Газпром", существуют прочные и многолетние связи. По каким направлениям стоило бы развивать франко-российский энергодиалог?

Идрак: У основных французских энергетических концернов "Электрисите де Франс", "ГДФ СЮЭЗ" и "Тоталь" есть большие проекты в России. Кстати, энергетика - один из основных пунктов программы моей поездки, в ходе которой филиал "ГДФ СЮЭЗ" намеревается подписать соглашение о трансфере технологий по транспортировке сжиженного природного газа (СПГ), а компания "Далкиа" - заключить договоры в области управления тепловыми сетями. К тому же в Москве с участием российского министерства энергетики и французского агентства по энергопользованию и экологии пройдет семинар по вопросам энергетической эффективности.

РГ: Французские автомобили пользуются у россиян большой популярностью. Как известно, концерны "Рено" и ПСА сейчас активно разворачивают производство в России. С какими сложностями сталкиваются? Какие у них перспективные планы?

Идрак: В основном речь идет о трех крупных промышленных проектах. Два из них приходится на "Рено". Предприятие "Автофрамос" в Москве, созданное совместно со столичным муниципалитетом, выпускает автомобили "Логан" для российского рынка. Успех проекта привел к тому, что сейчас "Рено" работает над тем, чтобы увеличить производство в два раза. В Тольятти французские автомобилестроители являются стратегическими партнерами АвтоВАЗа: в феврале 2008 года "Рено" приобрел долю (25% плюс 1 акция) в его капитале. Со своей стороны концерн "ПСА Пежо Ситроен" вместе с компанией "Мицубиси" приступили к строительству своего первого завода по автосборке в Калуге. Там будут выпускаться городские внедорожники среднего класса "Пежо", "Ситроен" и "Мицубиси", а также легковые автомобили того же класса "Пежо" и "Ситроен".

РГ: Французские инвестиции в России во много раз превышают российские во французскую экономику. Что предпринимается для того, чтобы привлечь российские капиталовложения во Францию? Что можно в этом плане ожидать в будущем?

Идрак: Действительно, этот дисбаланс существует. Он частично объясняется промышленной спецификой обеих стран. Франция, которая входит в число мировых лидеров по прямым иностранным инвестициям, естественно, хотела бы получать больше капиталовложений из России. В этом плане стратегический курс, взятый вашей страной на развитие промышленности на базе новых технологий и инноваций, открывает путь для множества совместных проектов с Францией. Ведь французские наработки и опыт, а также то, что мы в состоянии взаимно дополнять друг друга в этих областях, являются по сути дела плодотворной почвой для перекрестных капиталовложений. И, наконец, не так давно при нашем посольстве в Москве открылось бюро Французского агентства по привлечению иностранных инвестиций. Оно призвано помогать российским предприятиям, которые хотели бы пустить корни во Франции.

 

 

ВЭД Внешняя политика Франция