16.04.2009 05:00
Экономика

Владимир Путин прогнозирует возобновление роста мировой экономики в 2010 году

Владимир Путин поставил тверские поезда на бюджетные дотации
Текст:  Пьер Сидибе (Тверь)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4890)
Читать на сайте RG.RU

В среду Владимир Путин приехал на Тверской вагоностроительный завод, который считается основным поставщиком подвижных составов для ОАО "РЖД".

Встречи с трудовыми коллективами - обязательный элемент любой антикризисной поездки премьера, но такого ожесточенного напора ему еще не приходилось встречать.

Войдя в цех, где уже расположились добрых три десятка рабочих на фоне серо-красного поезда, Владимир Путин сказал, что не хотел бы тратить время на длинные монологи, попросив "не нагружать сразу всеми проблемами". Однако у рабочих не получилось не расстраивать премьера. С июля 2008 года на заводе сократили 400 человек, общие потери составят 1700 человек, что для десятитысячного штата - значительная цифра. "Процесс съеживания коллектива продолжается", - предупредил руководитель заводского профсоюза Виктор Кольцов, заметив, что производство хотя и не остановлено, однако на предприятии действует трехдневная рабочая неделя. Любопытно, что в течение 2006-2008 годов производительность труда увеличилась в 1,5 раза.

- У сдельщиков зарплата упала в 2-3 раза, - рассказывал Кольцов.

- Да, но она была достаточно большая - доходила до 34 тысяч, - в свою очередь сказал Путин и напомнил присутствующим их заработок - в среднем 25 тысяч рублей.

"В общем, коллектив находится в томительном ожидании, что будет дальше", - подвел промежуточный итог глава профсоюза.

Между тем рабочие на глазах выходили из томительного состояния и стали предлагать смелые идеи.

- Вот вы, грубо говоря, государство, - начал один рабочий.

- Нет, государство - это мы все, - Путин обвел руками огромный цех.

- Ну ладно. Так вот неужели нельзя организовать целевые кредиты, чтобы мы конструировали вагоны и составы для Казахстана, Белоруссии. Им хорошо, и нам неплохо.

Что-то задело в этом предложении Путина, и он напомнил, что с 2004 года Россия выделила белорусскому государству по кредитным линиям свыше 3 млрд долларов. Сейчас обсуждается вопрос о предоставлении еще одного займа в 500 млн долларов. "Кредитная нагрузка на Белоруссию становится угрожающей", - подытожил Путин и добавил, что Москва будет поддерживать Минск и дальше в силу "особых отношений". В это время другая братская республика Казахстан с помощью российских кредитов планирует закупить у ТВЗ 20 вагонов в этом году, еще 10 вагонов в следующем году приобретет Азербайджан. Сидящий напротив электросварщик потребовал от премьера не приобретать для страны китайские поезда, пусть даже они и дешевле. "Я дал указание не закупать в Китае ничего, хотя такие планы у минтранса были, я знаю", - отреагировал Путин. Среди прочего, руководитель правительства спрогнозировал возобновление роста мировой экономики в 2010 году, а недавние заявления вице-премьера Алексея Кудрина о полувековом кризисе списал на постоянные стрессы и давление с разных сторон.

Между тем ОАО "РЖД" уже изыскало 3,1 млрд рублей для поддержки производства, из которых больше трети (1,2 млрд рублей) пойдет на строительство президентского состава. Плюс глава Белого дома сообщил о выделении РЖД 3 млрд рублей для прямых закупок у ТВЗ подвижных составов. "Считаю, что предприятие достойно, чтобы поддержать его напрямую. Поэтому в течение 10 дней подпишу соответствующее постановление правительства", - мотивировал Путин. По его словам, завод обременен кредитными ресурсами, но они случились не по его вине. "Это были правильные вложения на модернизацию производства, и нужно помочь предприятию разобраться с долгами", - заявил Путин и предложил ТВЗ войти в госпрограмму субсидирования процентной ставки. После окончательного утверждения бюджета премьер обещал создать еще одну программу наподобие предыдущей, только в этом случае субсидирование ставок по займам коснется текущей деятельности. А то, по мнению Путина, в последние годы многие привыкли к бешеным деньгам, перестав считать издержки, энергозатраты и т.д. И все-таки в Белом доме сейчас рассматривается вопрос о госфинансировании кредитных процентов по займам, взятым предприятиями всех гражданских отраслей.

Впрочем, рабочих интересовали и свои собственные вопросы. Многие взяли кредиты на ипотеку и покупку разного рода бытового оборудования, а сейчас не могут платить по ним: зарплата сокращается куда быстрее, чем реструктурируют кредиты. В ближайшее время Тверское подразделение Сбербанка полностью реструктурирует ипотечные и потребительские кредиты, сообщил Путин, который по дороге в Тверь имел телефонный разговор с президентом СБ Германом Грефом. Чтобы вконец убедить собеседников в несомненном жилищном благополучии, премьер сообщил о направлении в этом году, "невзирая на кризис", 90 млрд рублей на расселение людей из аварийного жилья и ремонт ветхих домов.

Однако встреча не ограничилась только экономической плоскостью, но коснулась и политики, чего, в общем-то, премьер Путин старается избегать. Один рабочий под одобрительные кивки коллег назвал нынешнюю Тверскую Думу "сборищем клоунов в цирке шапито".

- Вот вы построили вертикаль власти, назначаете губернаторов, а почему те в свою очередь не могут назначать мэров?

- Это невозможно, поскольку мы связаны международными обязательствами, - заметил премьер.

- Демократия?

- Ну да. А потом муниципальные власти должны быть ближе к людям.

Конечно, прозвучали вопросы о росте потребительских цен, тогда как в других странах, они, наоборот, снижаются, высказывала Путину бухгалтер. Зато во многих государствах "заморожена социалка, а у нас нет", - отбивался премьер, правда, не уточнив, где. Что же касается завышенных тарифов на электроэнергию, то это плата за развитие экономики. "В среднем мы утвердили рост в 25 процентов, и это самый высокий показатель, - не скрывал глава правительства. - Но мы пошли на это, чтобы удержать инвестиции". Одновременно Владимир Путин был крайне изумлен темпом роста тарифов на услуги водоснабжения в Тверской области - 26 процентов. "Все вместе это дает такой неприятный эффект, особенно в условиях кризиса", - посетовал премьер.

- Через полгодика мимо будете проезжать, спросите, дошли ли деньги, помогли ли они, - попросил один из сотрудников завода.

- Даже не сомневайтесь, так и сделаю! - улыбнулся Путин и покинул цех.

Промышленность Железные дороги Тверь Центральная Россия Председатель Правительства