Отдел транспортной милиции УВД Брянска занялся проверкой жалобы водителей, которые обвиняют своих "нелегальных" коллег в полукриминальных методах конкуренции на пригородных маршрутах.
О причинах раздора корреспонденту "РГ" рассказал водитель Виктор Фомин:
- Перевозки - огромный бизнес, и многие хотели бы в нем участвовать. Но одни идут законным путем, а другим важно урвать свой кусок здесь и сейчас. Например, идет "война" за маршрут от Брянска до Выгоничского района. Здешним владельцам "газелей" местная администрация дала разрешение на перевозки только по поселку Лопушь, но они самовольно везут пассажиров до Брянска. При этом угрожают легальным маршрутчикам. Им бояться нечего - по всей видимости, у них здесь и гаишники свои. Эти "дикари", как мы их называем, не платят налоги, а их машины - не чище скотовозов. Однако они умышленно выходят в рейс на пару минут раньше нас, чтобы собрать пассажиров. Человеку же часто не до комфорта - лишь бы быстрее добраться.
Спешка, к слову, привела уже не к одной аварии на трассах. Мария Нестеренко показывает корреспонденту "РГ" синяки на руках:
- Наш водитель пошел на обгон, а тут - встречный грузовик. Тормознул так, что мы повылетали из кресел.
Если бы случилась авария, пассажиры этой маршрутки не получили бы никакой страховки - в отличие от тех, кто покупает билеты на автовокзале. Однако сегодня брянский автовокзал буквально облеплен теми самыми "дикарями" на разбитых микроавтобусах. Они приспособились к тому, что их не подпускают к платформам. Просто причаливают к месту парковки обычных автомобилей и выставляют таблички с названиями городов. Если не набрали нужного количества пассажиров, просто меняют надпись на лобовом стекле. Едут по любому маршруту - лишь бы получить прибыль.
Официальные перевозчики утверждают: "дикари" - зачастую пьяницы и наркоманы, которых никто не контролирует. Проверить это пассажирам трудно, да и немногие из них знают, как отличить "левый" микроавтобус от легального.
Для борьбы с подпольными перевозчиками власти несколько месяцев назад создали специальное транспортное подразделение милиции в составе городского УВД. Однако директор автовокзала Николай Гавриков утверждает, что стражей порядка на своей территории до сих пор не замечал.
- Они приходили к нам, забрали договоры с перевозчиками - и все. Пока никакого толка. Если раньше "дикари" стояли на соседней улице, то теперь - около автовокзала. У некоторых уже не "газели", а автобусы большой вместительности. Каждый день их собирается около тридцати, а всего нелегалов гораздо больше. Они придумали какие-то липовые билеты и отбирают у предпринимателей не менее 15 процентов пассажиров, при этом государству ничего не платят. У официальных перевозчиков есть договоры с департаментом транспорта обладминистрации и автовокзалом. Без этих документов обслуживать пассажиров запрещено, однако "дикарям" это почему-то не указ.
Начальник отдела департамента промышленности, транспорта и связи региональной администрации Александр Бирюков не согласен со столь резкими оценками:
- Директор автовокзала нам часто жалуется, но сотрудники ГИБДД говорят, что, напротив, они обеспечивают вокзал пассажирами, нещадно штрафуя нелегалов. Мы работаем, но быстро порядок не наведешь. Если кто-то кормит свою семью за счет дикого извоза, то, понятно, будет сопротивляться, когда его лишат такой возможности. Во время недавнего визита в город одного из крупных чиновников мы очистили вокзал от водителей-подпольщиков, но через два дня они снова облепили здание. Да, власти создали транспортную милицию общественной безопасности, но она пока малочисленна, у них даже машин нет. Причем им надо заниматься контролем не только на пригородных перевозках, но и на улицах Брянска.
По мнению Александра Бирюкова, самому автовокзалу нужно озаботиться тем, чтобы привлекать пассажиров за счет комфорта:
- Громкоговоритель бубнит что-то неразборчивое. Хотя должен объяснять людям, какими услугами они могут воспользоваться и почему ездить на легальном транспорте лучше и безопаснее, чем на замызганных микроавтобусах, которыми управляют лихачи.
Брянск остается рекордсменом среди городов Центральной России и по насыщенности города маршрутными такси, и по числу большегрузных фур - их около четырех тысяч. По оценкам экспертов, в тени находится почти половина этого рынка. Судя по тому, что сейчас многие перевозчики уже пересаживаются с "газелей" на автобусы средней вместительности, которые стоят более миллиона рублей, прибыльность бизнеса высока. А значит, у нелегалов есть весомый повод задержаться в нем надолго.