Итальянский концерн "Фиат" заявил о своем желании стать инвестором немецкого автопредприятия "Опель", стоящего перед разорением и возможным закрытием. Новость была встречена в Германии без особого воодушевления. Немцы опасаются нового передела собственности и массовых увольнений.
По словам председателя общего совета трудового коллектива "Опеля" Клауса Франца, итальянцы стремятся стать держателями основного пакета акций. Для подозрений есть несколько причин. Линейка автомобилей "Опеля" и "Фиата" одинаковая, по этому могут быть закрыты предприятия в Германии, которые просто дублируют популярные итальянские модели.
Скепсис вызывает также возможность оттока немецкого капитала за границу. Похожие опасения уже высказывались в случае с головным концерном "Дженерал моторс". Ведь ранее немецкое правительство обещало свои кредитные гарантии "Опелю", выпускающему машины для граждан с не таким уж тугим кошельком. Однако при двух условиях: предприятие освободится от головного концерна и найдет инвесторов.
Первый шаг был сделан в конце марта во время визита министра экономики ФРГ в США и его переговоров с представителями американского правительства и концерна "Дженерал моторс". В сущности "Опель" получил свободу, и первое условие выполнено.
А вот со вторым - инвестиционным - условием оказалось куда труднее. Заявивший о своих намерениях концерн "Фиат", который недавно сам стоял перед угрозой разорения, явно не входил в планы правительства. Среди возможных инвесторов был и арабский государственный фонд, однако после изучения финансового положения "Опеля" он остыл в своих намерениях.
Автоконцерн "Магна" был наиболее предпочтительной кандидатурой на роль инвестора, но итальянский автопроизводитель быстрее заявил о своем желании слиться с "Опелем". Пока же среди немцев только премьер-министр земли Гессен - именно здесь расположено крупнейшее предприятие "Опеля" - высказался положительно о слиянии с "Фиатом".
Спикер правительства Ульрих Вильгельм сказал "РГ", что частные инвесторы, которые интересуются "Опелем", особого восторга у правительства ФРГ не вызывают. Не в последнюю очередь и потому, что сотрудники "Опеля" и представляющий их совет трудового коллектива и профсоюзы энергично протестуют против слияния, опасаясь массового сокращения рабочих мест.
Поэтому "Фиат" как возможный инвестор пользуется поддер жкой лишь министерства экономики, во главе которого стоит министр от ХДС.
Анна Розэ, Берлин
"Фиат" мечтает о "Крайслере"
В пресс-службе штаб-квартиры "Фиата" на просьбу "Российской газеты" прокомментировать возможное приобретение итальянским концерном контрольного пакета акций "Опеля" ответили, что на данный момент "не подтверждают информацию о таких переговорах".
При этом представитель "Фиата" Гуалберто Раньери сослался на руководителя "Фиата" Серджио Маркьонне, который в ходе встречи с финансовыми аналитиками заявил, что "прямые переговоры по этому вопросу с "Опелем" не ведутся". Правда, при этом тот отметил, что если благоприятные возможности возникнут, то "Фиат" "самым пристальным образом" рассмотрит ситуацию, но, по его мнению, "сегодня об этом говорить рано".
В настоящее время, подчеркнул Маркьонне, приоритет "Фиата" - это переговоры с "Крайслером", а они успешно продвигаются вперед. Как известно, 30 апреля истекает срок, который американские власти отвели на решение судьбы этого оказавшегося на грани банкротства концерна.
Вячеслав Прокофьев, Рим