12.05.2009 04:00
Экономика

Решение о запрете ввоза праворульных иномарок может быть отложено

Возможно, авто с правым рулем запретят, но не все
Текст:  Владимир Баршев Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №83 (4907)
Читать на сайте RG.RU

Не исключено, что в ближайшие год-полтора в России может произойти всплеск спроса на иномарки с правым рулем. Таким неожиданным прогнозом поделился с "РГ" глава Союза автопроизводителей России, один из авторов проекта технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" - Игорь Коровкин.

Он сообщил, что с момента вступления в действие этого документа, разработанного минпромторгом и тремя российскими бизнес-ассоциациями, может быть запрещен ввоз в Россию праворульных авто, а также машин с несоответствующими российским стандартам фарами и обзорными зеркалами. Однако эксплуатировать автомобили, которые уже ездят по российским дорогам, не возбраняется. И те, кто любит престижные модели иномарок, которые можно купить по сходной цене, постараются запастись ими до запрета, прогнозирует Коровкин. Ведь именно праворульные машины, несмотря на высокие пошлины, обходятся покупателям и дилерам значительно дешевле других.

По словам представителя минпромторга, технический регламент, который готовился три года, уже прошел публичное обсуждение. Имеется заключение экспертной комиссии, в котором отмечается, что он "соответствует интересам национальной экономики". В настоящее время документ проходит последние межведомственные согласования, после чего будет направлен в правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Коровкин предполагает, что регламент может быть принят летом этого года. А через год, то есть летом 2010 года, вступит в силу. И чтобы за это время страну не заполонили праворульные машины, законодатели, по его мнению, должны распространить запрет на ввоз таких машин досрочно. Его поддерживает и заместитель председатели Комитета Госдумы по собственности Евгений Богомольный. В свое время правительство пошло на то, чтобы разрешить ввоз в страну праворульных машин, говорит депутат, и теперь оно должно постараться, чтобы для людей новые правила оказались менее болезненны. "Ни одна страна мира не имеет смешанных видов транспорта с правым и левым рулем. Норма о том, что в России можно пользоваться леворульными машинами, содержится и в законе о безопасности дорожного движения. Но с середины 1990-х годов ввоз праворульных машин в Россию осуществлялся по умолчанию, и, по сути, ни одна из них не должна была пройти техосмотр", - рассказывает Игорь Коровкин щекотливую подоплеку с историей возникновения "праворульной темы" и не отмененного до сих пор указа президента РФ от 1995 года.

Впрочем, вопрос со сроками введения запрета на праворульные машины не решен. На это обратили внимание "РГ" в минпромторге, стараясь унять преждевременную панику вокруг пока еще дорабатываемого документа. "Вызвавшая тревогу автовладельцев праворульных машин формулировка регламента - "расположение органов управления транспортных средств, выпускаемых в обращение, должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, принятого в РФ" - сопровождается отдельной сноской о сроках вступления этого пункта в силу. А оно возможно только по решению правительства", - подчеркнули в ведомстве. Так что не исключено, к примеру, что решение о запрете ввоза праворульных иномарок может быть вообще отложено на неопределенное время.

Кстати, опрошенные "РГ" эксперты, прогнозируют поставщики, к началу действия регламента, скорее всего, переориентируются на переделку правых рулей подержанных авто на левые. Эти машины ввозят к нам, в основном из Японии. "И чтобы утилизировать подержанную машину, японцам гораздо дешевле переделать ее и продать в Россию", - замечает Коровкин. По его словам, для того чтобы праворульные автомобили естественным образом прекратили свое существование в России, с момента запрета на их ввоз потребуется не менее 8-10 лет.

Что касается документа в целом, то в минпромторге рассматривают регламент исключительно в контексте его главных целей - защиты жизни, здоровья, имущества всех участников дорожного движения. "Речь идет не о запрете на эксплуатацию праворульных автомобилей, а о сохранении жизни и здоровья людей на дорогах страны. А это ни много ни мало все население России", - подчеркивают в министерстве.

Под требования безопасности техрегламента подпадает фактически весь автотранспорт - легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, их компоненты. В частности, чтобы минимизировать травмы пассажиров и пешеходов в случае аварий, будет запрещена установка на пассажирский транспорт и грузовики массой до 3,5 тонны так называемых кенгурятников, жестких стальных частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части автомобилей. Кроме того, все автобусы и грузовики коммерческого и пассажирского назначения предполагается обустроить тахографами - автоматическми бортовыми средствами для непрерывной регистрации скорости движения, пробега машин. По данным с приборов можно будет выяснить, например, сколько времени находится водитель в пути без отдыха. Автомобили для перевозки людей, а также специальных и опасных грузов, возможно, придется оснащать аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Среди первоочередных требований к безопасности автомобильного парка страны - "обзорность внешнего пространства для водителя, действие светотехнических и звуковых сигналов, микроклимат и отсутствие вредных веществ в кабине водителя и пассажирском салоне".

Впрочем, утверждают эксперты "РГ", за рамками техрегламента "О безопасности колесных транспортных средств" пока остаются, например, требования к состоянию дорог, что в немалой степени затрагивает вопросы безопасности при эксплуатации транспортного средства.

статистика

Всего в России в прошлом году было зарегистрировано 2,5 миллиона иномарок с правым рулем. Безусловный лидер по их количеству Дальний Восток - 84 процента всего автопарка. Второе место - Сибирь. Здесь зарегистрирован 71 процент подобной техники. На Урале - 22 процента.

А теперь давайте рассмотрим статистику аварийности за прошлый год. По количеству аварий Дальневосточный регион явно отстает от других - чуть менее 12 тысяч ДТП. В то время как в Центральном регионе - почти 62 тысячи происшествий, в Северо-Западном - более 25 тысяч, столько же в Южном регионе. Но это можно объяснить общим количеством транспорта и практически отсутствием транзита. Однако есть в статистике такой показатель, как тяжесть последствий. То есть соотношение количества пострадавших в ДТП и погибших. Так вот, по этому показателю Дальневосточный регион - на третьем месте после Северо-Западного и Уральского.

Можно даже сравнить конкретные цифры: в Ленинградской области (без Санкт-Петербурга) зарегистрировано за прошлый год 3317 ДТП, в которых ранены 4202 человека и погибло 628. В Приморском крае - 4554 ДТП, в которых ранены 5848 человек, а погибло всего 550. А в этом регионе машины с левым рулем попадаются очень редко. Так о какой опасности праворульных машин говорит статистика?

Надо сказать, что сегодня переоборудовать праворульный автомобиль под левый руль можно, хотя это обойдется в копеечку. Заменить оптику - не проблема. Самое дорогое - перебросить руль и педали и адаптировать коробку передач. Но, если такой регламент появится, то подобные технические усовершенствования потребуют дополнительных затрат на сертификацию и подтверждение их безопасности.

Кстати, в регламенте есть требования, которые могут закрыть российские границы не только для праворульных машин, но и для иномарок вообще. Например, требование к VIN. В идентификационном номере должно быть 17 знаков. Не больше, не меньше. К сожалению, некоторые производители популярнейших в мире марок используют и более короткие, и более длинные номера VIN, что никак не будет укладываться в наши российские требования - я подчеркну - по безопасности. Кроме того, инструкция по эксплуатации ввезенного, не ввозившегося ранее, должна быть продублирована на русском языке. Также на русском должны быть и гарантийные обязательства. Информационная табличка о конструктивных особенностях тоже либо должна содержать русский текст, либо эта информация должна дублироваться на русском в правилах эксплуатации. Такими требованиями отсекается весь рынок б/у автомобилей иностранного производства - японских, американских и даже некоторых европейских моделей. Вряд ли их место займет наша отечественная продукция, скорее уж китайские аналоги или корейские.

Все об автомобилях - в Автопроекте РГ

ВЭД Легковые авто Минпромторг