13.05.2009 02:00
Культура

Квентин Тарантино представит в Канне фильм-месть с участием Брэда Питта

62-й Каннский кинофестиваль фиксирует тектонические сдвиги
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (4908)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня мировой премьерой фильма "Вверх" начнется 62-й Каннский международный кинофестиваль. Впервые для церемонии открытия выбран фильм анимационный, да еще снятый в технологии 3D.

Этот фестиваль всегда старается, чтобы - впервые. Он считает себя смотром новейших тенденций, что технологических, что художественных. И гордится тем, что открыл для мира десятки ныне славных имен, от француза Клода Лелуша, новозеландки Джейн Кэмпион и американца Квентина Тарантино до наших Михаила Калатозова и Татьяны Самойловой. Здесь впервые заявила о себе датская "Догма". Здесь нашел базу для демонстрации своих возможностей цифровой кинематограф. Теперь президент фестиваля Жиль Жакоб в своем послании фиксирует драматичность момента: одна эра в кино закончилась, а другая еще не возвестила о своем приходе.

"Мы все чаще слышим, что кино, которое любим - оригинальное, уникальное, - угасает. Таланты испарились, закрывайте лавочку. Все умерло и похоронено", - пишет Жиль Жакоб. Но это, считает он, касается старых кинематографий. Там авторское кино уже не имеет аудитории: "если бы Абель Ганс жил сегодня, он делал бы комиксы, Фриц Ланг, Пабст и Дрейер создавали бы видеоигры. Груз времени выдавил из западного кино жизнь. Оно испустило дух, запуганное собственной историей и своей огромной фильмографией".

"Но, может, его энергия и непосредственность дезертировали в страны с другим климатом?" - предполагает Жакоб, давно и преданно наблюдающий за кинопроцессом. И действительно: "сегодня нужно ехать в Бухарест, чтобы уловить дыхание новой волны. Или в Сеул, где жанр триллера снова обрел вкус поэзии и реализма. Или в Пекин, где возрождается дух неореализма. Пришло поколение режиссеров, для которых нет законов и традиций, чтобы их соблюдать. Они слишком мало знают о прошлом кино, чтобы на него оглядываться и с ним сверяться. И они - заново изобретают киноискусство".

Вот такая революционная платформа объявлена нынешним Каннским фестивалем. И, похоже, он намерен проиллюстрировать тезис практикой. Лишь одна картина отобрана в конкурс от США, весь век доминировавших в мировом кино. Судя по Каннскому фестивалю, давно и безнадежно сошли со сцены некогда первые кинематографии мира - Германия, Италия, Англия. Нет ни великого польского, ни великого чешского кино. И снова нет в конкурсе России. Зато обильно представлены киноиндустрии Востока: здесь такие имена, как Чхан Ук Пак, Энг Ли, Джонни То, Цай Минь Лянь, Лу Е...

Канн держит свои будущие сюрпризы в секрете. О сенсационных премьерах пока можно судить лишь по скупым сообщениям и трейлерам, дающим о фильмах искаженное представление. Аппетит киномана разогрет обилием громких имен режиссеров, которые редко уезжали с фестивалей без наград. На этот раз главный конкурс обошелся даже без "темных лошадок", хотя именно они в Канне всегда предъявляли самые сокрушительные сюрпризы, увозя иной раз целый букет "Пальмовых ветвей". Нет, только режиссеры с именем и внушительной коллекцией международных призов.

В девятый (!) раз будет бороться за "Золотую пальмовую ветвь" британец Кен Лоуч. Сюжет его фильма "В поисках Эрика" связан с футбольной легендой Эриком Кантоной, о котором грезит ушибленный футболом почтальон. Кантона, переквалифицировавшийся в кинозвезду, сыграл здесь свою пятнадцатую кинороль - самого себя. Его коронная фраза: "Я не человек. Я - Кантона!"

После 15-летнего перерыва возвращается режиссер из Новой Зеландии оскаровский лауреат Джейн Кэмпион. Ее байопик "Яркая звезда" основан на истории любви поэта-романтика XIX века Джона Китса к 18-летней Фанни Браун. Вернется и Ларс фон Триер, несмотря на обещание более не участвовать в фестивалях за пределами родной Дании. Он явно обижен тем, что все последние годы уезжал из Канна с пустыми руками, а более всего - провалами в нелюбимой и вожделенной Америке, где его так и не признали гением. Теперь он, по-видимому, почувствовал опасность забвения и решил послать в Канн своего "Антихриста". Этот ужастик рассказывает историю семейной пары (Шарлотта Гейнсбур и Уиллем Дефо), которая после смерти ребенка уезжает в лесной дом, чтобы оттаять душой среди природы, но самое страшное будет поджидать безутешных родителей именно там. Выложенный в Интернете трейлер напоминает рекламу чисто коммерческого хоррора, но фильм этот Триер позиционирует как итог долгого периода личной депрессии, так что посмотрим - увидим.

Интерес к историям из жизни подогреет фильм итальянского классика Марко Белоккио "Побеждать", рассказывающий о любви Муссолини к еврейке Иде Дальцер. Михаэль Ханеке продолжит эпатировать публику страшной историей, развернувшейся в одной из сельских школ Германии в 1913 году, - так автор надеется выйти к истокам фашизма.

Энг Ли в фильме Taking Woodstock ("Штурмуя Вудсток") возвращается в 1969 год, к истории легендарного рок-фестиваля. Чхан Ук Пак предложит хоррор "Жажда" о том, как священник после медицинского эксперимента стал вампиром. Эту роль играет Сонг Кан-хо, его считают "корейским Томом Хэнксом". Из интервью актера агентству Рейтер становится ясно, что кино Востока более не хочет замыкаться в своих традиционных формах и "вполне может предлагать свои интерпретации типично западных жанров".

Событием обещает стать премьера единственной в конкурсе американской картины Inglourious Basterds ("Бесславные ублюдки") с Брэдом Питтом в новой гротескной роли - это страшная месть Квентина Тарантино немецкому нацизму. Действие происходит в оккупированной Франции, а герои - команда "Ублюдки", сформированная из американских евреев с задачей скальпировать нацистов поодиночке и тем сеять ужас в гитлеровской Германии. Снимались, кроме Питта, Диана Крюгер, немецкая звезда Даниэль Брюль ("Гуд бай, Ленин!"), Сэмюэль Л. Джексон и Майк Майерс. В конкурсе участвует и драма Педро Альмодовара "Разорванные объятия" с Пенелопой Крус в главной роли.

Оценивать фильмы будет жюри под руководством французской актрисы Изабель Юппер.

Среди внеконкурсных фильмов с особым интересом ждут фэнтези Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса". "Воображариум" - фантастический театр доктора Парнаса (Кристофер Пламмер), позволяющий публике выбирать между светом и тьмой. Сам же доктор Парнас хранит страшную тайну: когда-то он выиграл пари у дьявола, получив в качестве платы бессмертие. Надежды на премьеру картины были похоронены вместе с Хитом Леджером, успевшим сыграть только половину своей роли - героя по имени Тони. После смерти 28-летнего актера в январе 2008 года было ясно, что фильм погиб. Но Терри Гиллиам переработал сценарий так, чтобы герой, свершающий путешествие между воображаемыми мирами, мог менять обличье. И под именем Тони смогли выступить еще три исполнителя: Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл - они завершили съемки недоигранных Леджером эпизодов, перечислив гонорар его дочке Матильде.

В программе "Особый взгляд" от России участвуют, как мы уже сообщали,"Сказка про темноту" Николая Хомерики и "Царь" Павла Лунгина. В остальных официальных программах нас нет. Симптоматично, что нет нас в программе студенческих работ Cinefondacion, где российские киношколы не просто традиционно участвовали, но и увозили призы. Здесь болевая точка нашего кино: студентов учат искусству монтажа и науке быть оригинальным, но уже не учат искусству быть людьми - содержательными и пытливыми. Возможно, поэтому и меркнет интерес к нашему кино - как у зрителей, так и у фестивальных отборщиков.

Кино и ТВ