"Правое дело" ищет способы объединения правых консерваторов и правых либералов, причем спор идет фактически вокруг двух сценариев развития партии, как сообщил вчера один из трех сопредседателей Борис Титов.
- Сегодня решается вопрос, сможем ли мы ужиться в одной партии, и я надеюсь, что та идеологическая дискуссия, которая идет сейчас в партии, поможет нам объединиться, а не разъединиться, - заявил Борис Титов.
Хотя в конце мая в "Правом деле" должно пройти очередное заседание федерального политсовета партии, фактически судьба партии будет решаться на июльской партконференции. Сейчас партия переживает, с одной стороны, организационные процессы, с другой - пытается определить свою электоральную нишу. Частично проблемы правых уже выливались в публичной и непубличной полемике Бориса Титова, являющегося также главой предпринимательской ассоциации "Деловой России", и Леонида Гозмана (второго из сопредседателей, третий - Георгий Бовт. - Прим. "РГ"), которого активно поддерживает бывший актив СПС, влившийся в "ПД". "Это не личностный конфликт между Гозманом и Титовым, но это дискуссия между теми, кто за нами стоит, и вопрос о том, сможем ли мы объединить правых консерваторов и правых либералов, как раз решается", - считает Титов.
Он видит два сценария развития "Правого дела": партия большинства и партия меньшинства. Первый предполагает борьбу за весь возможный электорат, второй - ориентацию на узкую целевую аудиторию в 10-15 процентов, чтобы в перспективе стать третьей партией в стране. Первый сценарий - это активная борьба за власть и, вероятно, активная оппозиция, второй - конструктивная оппозиция власти и достаточно активная борьба с возможными конкурентами на этом фланге. Сам Титов как приверженец второго сценария считает, что в этом варианте "Единая Россия" "только частично является конкурентом, потому что сейчас это больше левая партия, а прежде всего конкурент - это неконструктивная оппозиция, а также "Яблоко" - пусть даже в каких-то акциях мы и будем совместно участвовать". Также два этих сценария явно предполагают разную схему руководства: первый явно предполагает сохранение института сопредседательства как максимально широкой электоральной базы, а второй, и Титов уже неоднократно об этом заявлял, - появление одного лидера, одного председателя.
Среди его предложений генсовету "ДР" - и Титов явно надеется, что они же станут частью обращения к Медведеву, - введение поста первого вице-премьера, который займется непосредственно борьбой с кризисом. Причем человек этот должен иметь опыт работы в бизнесе: "Вот как Полсону дали полномочия, и не надо бегать по коридорам и три раза все согласовывать".
Явно ориентированы на предпринимательскую среду и семь приоритетных направлений работы "Правого дела", представленные вчера Титовым. Если о легализации откупа от армии, налогах на косвенные доходы чиновников, введении возможности голосовать на муниципальных выборах для дачников, уплате НДФЛ по месту жительства или отмене регистрации для граждан России речь так или иначе уже заходила, то два пункта - принципиально новые. Во-первых, введение поправок в законодательство о беспартийности губернаторов. Тут, кстати, Титов как противник возврата выборности глав администраций субъектов Федерации опять расходится с Гозманом.
И во-вторых, перенос чиновничьей столицы из Москвы в Тверь, чтобы разгрузить город не только от госучреждений, но и от правительственных кортежей. "Это может быть одним из тезисов, с которым мы пойдем на выборы", - заявил Борис Титов. Речь идет, разумеется, о выборах в Мосгордуму, намеченных на март будущего года. Он заметил, что таким образом может быть разрешен и давний исторический спор между Москвой и Тверью, ведь тогда "Москва победила за счет татарского ресурса, а Тверь - ливонского".
- Чиновникам там будет лучше на свежем воздухе, и Москве тоже - Москва станет бизнес-центром, как Нью-Йорк или Роттердам, - считает Титов.
В то же время он признает, что сам по себе перенос столицы - "это вопрос послекризисного развития России". Один из трех сопредседателей "Правого дела" предполагает, что в перспективе между Москвой и Питером может возникнуть огромный мегаполис, частью которого станет политическая столица в Твери.