Вчера энергетики ограничили горячее водоснабжение административных зданий Приволжско-Уральского военного округа из-за долгов.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в филиале территориальной генерирующей компании, по состоянию на 8 мая задолженность военных за потребленную тепловую энергию и горячую воду превысила 26 миллионов рублей. С января платежи за услуги теплосбытовой компании практически перестали поступать.
"В данной ситуации энергетики имеют полное право на применение мер воздействия в отношении должников, накопивших многомиллионные долги, - считает заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов. - Энергетиков можно понять - ситуация с регистрацией новых юридических лиц вместо КЭЧ зависла, долги растут, и нет никаких гарантий их возврата".
Дело в том, что к введению ограничений энергетиков подтолкнула не только растущая задолженность, но и желание заставить оборонное ведомство разрешить наконец правовую коллизию. Теплоснабжение военных объектов длительное время осуществлялось без договоров. На основании заявления военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа в 2008 году Арбитражный суд Свердловской области признал незаконной регистрацию КЭЧ - квартирно-эксплуатационных частей, в ведении которых находились здания, принадлежащие минобороны. Вновь созданные организации готовы заключить договоры с энергетиками, однако не имеют на то законных оснований: федеральное имущество за ними официально не закреплено.
"С октября 2008 года мы написали ряд писем в министерство обороны, в Росимущество, в Генеральную прокуратуру, - рассказывает начальник управления по реализации тепловой энергии на территории Свердловской области Елена Малахова. - Генпрокуратура направила наше обращение на рассмотрение в прокуратуру Приволжско-Уральского военного округа. Там признают, что порядок нарушен, закон не соблюден".
Ответ военной прокуратуры гласит, что согласно распоряжению правительства РФ от 25 июля 2007 года N 982-р Росимуществу предписывается закрепить за учреждениями на праве оперативного управления имущество, относящееся к федеральной собственности. "Однако в связи с изменившейся нормативно-правовой базой до настоящего времени минобороны через ГлавКЭУ не направило в подчиненные квартирно-эксплуатационные управления своего решения о механизме и правовом порядке закрепления имущества Вооруженных сил".
В течение отопительного сезона энергетики не прибегали к крайним мерам в отношении неплательщиков, однако с 27 апреля уведомили командование Приволжско-Уральского военного округа о введении поэтапного ограничения горячего водоснабжения. "Но военные даже не вышли на переговоры. Они просто не допустили нас на свои объекты, - говорит Елена Малахова. - Естественно, мы не отключаем казармы или стратегически важные здания. Мы ограничили горячее водоснабжение в окружном Доме офицеров (это фактически коммерческое предприятие - там одни арендаторы), а 13 мая планируем отключить административные здания округа, в том числе спортивный комплекс, огромный банкетный зал - их тоже вряд ли можно отнести к стратегическим объектам".
Отметим, что долги КЭЧ на протяжении ряда лет периодически становятся темой местных новостей. В 2004 году жители домов, принадлежавших военному ведомству, даже организовали акции протеста, поскольку исправно вносившиеся ими коммунальные платежи не доходили до энергоснабжающих организаций, оседая на каких-то "рубежах обороны". Впоследствии жилищный фонд был передан муниципалитету, и сейчас там нет проблем во взаимоотношениях с энергетиками.
По словам Елены Малаховой, ввиду правовой неопределенности "Свердловтеплосбыт" вынужден адресовать иски по неплатежам КЭЧ напрямую министерству обороны, на месте же невозможно решить ни технологические, ни финансовые вопросы.