13.05.2009 03:00
Общество

Подавляющее число россиян старается не брать взаймы

Подавляющее число россиян старается не брать взаймы
Текст:  Галина Брынцева
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (4908)
Читать на сайте RG.RU

Перехватить у коллег или соседей энную сумму на какую-то покупку или просто чтобы дотянуть до зарплаты - дело, конечно, житейское, но малоприятное и всякий раз сопряженное с чувством неловкости и собственной, пусть временной, несостоятельности.

Видимо, еще и поэтому, как показал последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, подавляющее большинство россиян стремится избегать подобных переживаний. 84 процента наших сограждан заявили социологам ВЦИОМ, что либо никогда, либо редко одалживают деньги у знакомых. Число же тех, кто часто берет в долг, среди участников опроса, считающих себя малообеспеченными, заметно выше, чем в группе респондентов, относящих себя к людям хорошего достатка - 23 и 10 процентов соответственно.

Чаще всего психологический дискомфорт испытывает не только просящий дать в долг денег, но и тот, к кому эта просьба обращена. Особенно если приходится отвечать отказом. 44 процента опрошенных признались, что редко дают деньги в долг, 41 процент - сказали, что не делают этого "практически никогда". Однако все же не стоит подозревать соотечественников в том, что 85 процентов из них - скареды. Как показал опрос, главная причина, по которой россияне отказывают ближнему дать деньги в долг, - отсутствие у них самих свободных средств (67 процентов).

А вот 11 процентов соотечественников дают взаймы "часто", а еще 3 процента - "постоянно". Давая деньги в долг, россияне с неполным средним образованием, как правило, руководствуются тем, что "люди должны помогать друг другу" (28 процентов), а также реляциями к собственной "доброте и отзывчивости" (19 процентов) и неспособностью отказать родным и близким (16 процентов). Высокообразованные россияне реже употребляют сентенции о необходимости помогать ближнему (18 процентов), несколько чаще обращая внимание на собственную доброту и отзывчивость(23 процента), и в равной степени с другими респондентами (16 процентов) сетуют на то, что не могут отказать родным и близким.

Социология