18.05.2009 05:00
Авто

Государственные меры стимулирования спроса подняли продажи легковушек в Европе

Государственные меры стимулирования спроса подняли продажи легковушек в Европе
Текст:  Сергей Куксин Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №87 (4911)
Читать на сайте RG.RU
Путин показал "Ниву". Фото: Сергей Куксин

В ряде европейских стран благодаря правительственным программам начался относительный рост покупок новых автомобилей. В России показатели пока держатся на уровне марта, но на авторынке появились положительные тенденции.

До кризиса российский авторынок резко рос. Поэтому тот факт, что в апреле этого года в нашей стране было куплено на 53 процента автомобилей меньше, чем в том же месяце год назад, нельзя назвать катастрофическим провалом, считает замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. В прошлом году на апрель пришелся резкий рост продаж. Отсюда и впечатляющая разница. Но если сравнить апрельские продажи с мартовскими, обнаруживается даже некоторый их рост, продано более 130 тысяч авто.

Государственная политика по субсидированию автокредитов еще не заработала в полную силу, ведь банкам нужно время на утверждение заявок на получение займа. Но уже выдано 4 тысячи автокредитов на отечественные машины стоимостью до 350 тысяч рублей. И спрос на бюджетные авто оживляется. По прогнозу Сергея Удалова, в мае-июне влияние на рынок государственных льгот будет еще более заметно.

А вот в сегменте дорогих автомобилей оживления нет. Владельцы дорогой техники выжидают.

Заметим, что на европейском рынке до кризиса объемы продаж были стабильными. Поэтому там цифры, характеризующие спад, более показательны. В апреле 2009 года в Западной Европе продажи автомобилей опустились на 11,6 процента по сравнению с апрелем 2008 года. Рост показали только Австрия (на 12,8 процента) и Германия - на 19,4 процента.

Эксперты полагают, что этот результат стал следствием правительственных программ поддержки спроса. В этих странах покупатели отдают в утиль старые автомобили и покупают новые, более экономичные модели, со скидкой.

При этом немцы теперь больше покупают машин эконом-класса - "фиат", "хундай", уточнил Сергей Удалов, а известные германские бренды ушли с первых мест рейтингов продаж.

Другие европейские государства, в которых действуют аналогичные программы, показали темпы снижения продаж менее 10 процентов: Франция - на 7,1 процента, Италия - на 7,5 процента и Люксембург - на 8,5процента. По словам эксперта "Автостата", во Франции пока нет роста, так как упор делается не только на поддержание спроса, но и на сохранение экологии. Чем меньше выхлопов у покупаемого автомобиля, тем больше бонус от государства. Одновременно с этим французское правительство борется за парковочные места, финансово поддерживая покупку малолитражек.

В Великобритании, где в апреле было продано на 24 процента меньше автомобилей, чем за тот же месяц прошлого года, уже разрабатывают меры по стабилизации своего авторынка. По словам Сергея Удалова, в Испании состояние экономики в целом хуже и это вызывает больший спад продаж легковушек - 45,6 процента.

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, хуже всего обстоит дело у Исландии (спад продаж на 88,4 процента). На Украине из-за совокупности экономических факторов образовался провал покупок в 79 процентов. В США сделали ставку на субсидирование автопрома, а не стимулирование покупательского спроса, и это привело к 34- процентному падению автопродаж.

Китай пока не опубликовал апрельскую статистику, но мартовские показатели очень оптимистичны. За счет адресного кредитования внутренних продаж они увеличились по разным сегментам рынка до 10 процентов.

Легковые авто