19.05.2009 01:00
Экономика

Минпромторг разработал новую стратегию развития легпрома

Минпромторг разработал новую стратегию развития легпрома
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №18 (702)
Читать на сайте RG.RU

Первого июня президиум Правительства РФ рассмотрит проект стратегии развития легкой промышленности. Легкая промышленность России всегда была одной из самых нелегких, как правило, развиваясь "по остаточному принципу". В 90-е годы отрасль и вовсе осталась без внимания федеральных властей. И вот - новый поворот. В минпромторге подготовлена стратегия, ставящая целью вывод отечественного легпрома на достойные для народа и государства рубежи. Об особенностях такого "прорыва" "РБГ" беседует с начальником отдела организации легкой промышленности Минпромторга России Сергеем Шумилиным.

- Какова цель стратегии?

- Сейчас отечественная легкая промышленность обеспечивает лишь четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны по различным позициям удовлетворяются на 17-36 процентов, хотя законом о безопасности государства в объеме продукции стратегического назначения доля отечественного производства должна быть не менее 51 процента. Все это требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Примечательно, что потребление товаров легкой промышленности в мире увеличивается более высокими темпами, чем прирост населения Земли.

- В мире - не значит в России?

- К сожалению, пока это так. В нашей стране рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах обеспечиваются в основном за счет импорта.

В настоящее время ситуация меняется, и можно предполагать, что легкая промышленность будет-таки включена в число приоритетных отраслей российской экономики, как это сделано ведущими мировыми державами. Основанием для оптимизма служит и решение президиума Госсовета Российской Федерации, и ряд поручений президента России.

В соответствии с этими документами решение наиболее острых проблем отрасли будет происходить при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства. Актуальность подобного подхода особенно велика в условиях глобального финансового кризиса.

Главная цель предлагаемой стратегии - отвоевывание отечественного рынка, увеличение на нем доли российских товаров в два с лишним раза. Это не означает какую-либо дискриминацию для официального импорта. Мы выступаем за здоровую конкуренцию.

Гражданин должен иметь возможность приобретать товары и российского, и китайского, и итальянского, и французского, и любого другого производителя, легально оперирующего на нашем рынке. Покупатель всегда прав, и критерием служат его вкус и платежеспособность. Иное дело - контрабандная и контрафактная продукция, увы, заполонившая полки магазинов и вещевых рынков. Здесь должны действовать предельно строгие заградительные меры.

- Судя по нашим гардеробам, предстоит титаническая работа, чтобы изменить происхождение их содержимого. Как это выражается в цифрах?

- Стратегия определяет необходимый рост производства к уровню 2008 года в 3,8 раза. Инвестиции для эффективного развития текстильного, швейного и мехового производства составят 121 миллиард рублей. Для кожевенно-обувного - 21,9 миллиарда. Объем инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию по инновационному сценарию приблизится к 143 миллиардам, на выполнение НИОКР - 1,75 миллиарда рублей, на реализацию особо важных проектов - 1,58 миллиарда рублей.

- Откуда возьмутся такие деньжищи?

- Венчурные и инновационный фонды, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мега- и других инновационных проектов, а также вложения отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний. Ведь стратегия охватывает все виды деятельности легкой промышленности - от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

- Чем привлекательна легкая промышленность для частного капитала?

- Быстрой отдачей вложенных средств. Это позволяет высокоэффективно использовать заемные и субсидированные средства.

Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит от двух до четырех раз в год. В результате обеспечивается прирост объема производства на каждые дополнительные 100 миллионов рублей оборотных средств в размере 350-500 миллионов рублей в год.

Что касается экспорта российских товаров, то стратегия предусматривает его рост в 4,2 раза - примерно до 3,5 миллиарда долларов США. К этому времени не менее 80 процентов товаров легпрома должны носить инновационный характер и иметь патентную защиту.

Справка. Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности на конец 2008 года составила 26,6 миллиарда рублей - 0,8 процента стоимости ОПФ всех обрабатывающих отраслей. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала - около 463 тысяч человек (5,5 процента занятых в обрабатывающих отраслях). Три четверти работающих - женщины. Семьдесят процентов предприятий являются градообразующими.

По данным минпромторга, в ассортиментной структуре легкой промышленности три четверти продукции вырабатывают текстильная, швейная и меховая подотрасли. Доля текстиля составляет 45, швейных и меховых изделий - 30 процентов. На кожевенно-обувное производство приходится около 25 процентов.

Промышленность Товары и цены Минпромторг