21.05.2009 03:20
Авто

Более половины автотранспорта столицы к 2010 году обеспечат стоянками

Столичные власти обещают к 2010 году обеспечить стоянками 60 процентов машин
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №91 (4915)
Читать на сайте RG.RU

В Москве создан оперативный штаб по вопросам гаражного строительства. Появятся ли теперь у москвичей дешевые гаражи и стоянки?

Колеса в небо

Теперь каждую среду ровно в 17.00 руководители ведущих департаментов московского правительства и префекты всех округов под чутким руководством первого заммэра будут решать сверхзадачу: как обеспечить всех желающих москвичей-автолюбителей гаражом или машино-местом.

Первый рубеж намечен: в этом году Москва за счет своего бюджета замахнулась на строительство примерно полусотни паркингов, где разместятся 17,6 тысячи авто. Конечно, это капля в море. Но всего, с учетом денег инвесторов и москвичей, до конца года число машино-мест должно вырасти более существенно: аж на 133 тысячи.

Упор гаражного строительства сделан на районы с массовой социальной застройкой. Мэр Лужков назвал строительство "народных гаражей" стратегической задачей и в свойственной для себя манере призвал москвичей-автовладельцев сплотиться в защищенную от проходимцев структуру и на свои кровные построить дешевые паркинги в шаговой доступности от родного дома.

Город максимально упростил выделение земли под гаражи: теперь не обязательно проводить конкурс. И взял на себя расходы по проектировке современных парковок, а также обещает за счет городской казны обеспечивать инженерными коммуникациями.

Следует учесть, что в термине "народный гараж" совсем уж буквально можно воспринимать только первое слово.

Гаражом это сооружение можно назвать с определенной натяжкой. Банальные стоянки на земле, которые официально именуют плоскостными паркингами, объявлены вчерашним днем. Для экономии дорогой земли застройщиков обязывают строить многоуровневые подземные паркинги. Власти не отказались и от скандального проекта подводной стоянки под Москвой-рекой. А последний писк "гаражной моды": вертикальная автоматизированная парковка, пристраиваемая к торцу жилого дома. Первую такую открыли в районе "Останкино". Высотой в 8 этажей (на каждом этаже - по четыре авто), но занимает площадку на земле всего 10 на 10 метров.

- В этом году построим таких стояночек тысячи, - пообещал Владимир Ресин, сообщив, что время строительства такой парковки составляет всего 30-35 дней.

Правда, требуется согласие жильцов дома, к которому такие паркинги будут пристраивать. Но с этим вряд ли будут проблемы - собственно, для местных ведь они и задуманы. Проблема в ином. Сегодня в Москве насчитывается 3 млн 800 тыс. автомобилей. А вот паковочных мест - около 1,6 млн. До кризиса ежегодно парк увеличивался на 200-300 тыс. машин. Сейчас продажи новых авто упали, но все равно количество машин в городе растет.

Заметим, что в указанную цифру не включены машины из Подмосковья, на которых народ приезжает в столицу на работу. А это еще сотни тысяч автомобилей, которым тоже надо где-то парковаться - ну хотя бы днем.

Фактически мы сейчас наблюдаем своеобразное соревнование: кто кого? Построим больше гаражей или купим автомобилей? К 2010 году власти рассчитывают обеспечить местами до 60 процентов машин.

Но прогнозы, мягко говоря, не всегда сбываются.

Столичные рекорды

В прошлом году аналитики международной консалтинговой компании Colliers International подготовили обзор, согласно которому Москва вошла в четверку самых дорогих в мире столиц по такому экзотическому показателю, как дневная аренда парковочного места в деловом центре города. На первом месте лондонский Сити, где плата за день парковки достигает 68 долларов. В Москве день стоит, по этим данным, около 62 долларов.

Правда, эксперты не сообщили, где и кто именно в Москве их развел на такие деньги, но суть проблемы в целом схвачена. К тому же в конце прошлого года в Москве был установлен рекорд, но не мировой, а российский, цены за место на парковке - 100 тысяч евро. За столько продано машино-место на подземной стоянке дома по улице Архитектора Власова.

По большому счету, нет никакого смысла затевать массовое гаражное строительство, если не спустить цены с заоблачных высот до уровня, приемлемого для народных масс. Социологи утверждают, что сегодня среднестатистический москвич психологически готов выложить за машино-место не более 7 тысяч долларов.

В таком сегменте предложений нет. Если, конечно, не брать в расчет "ракушки", которые рано или поздно снесут.

Что почем

В первом квартале этого года столичные власти продавали на открытых аукционах парковки совсем по иным ценам. Из 1315 выставленных машино-мест своих покупателей нашли только... 147. Причина банальна: заоблачные цены.

Средняя стартовая стоимость машино-места в Юго-Восточном округе - 645 тыс. руб., в Северо-Западном - 748 тыс., в Западном - 800 тыс., в Восточном - 823 тыс. рублей, в центре Москвы - 821 тыс. Буквально по цене золота были места в Северном и Юго-Западном округах - 1,3 млн и 1,7 млн соответственно.

Понятно, что продажа лишь девятой части от выставленных "народных гаражей" в городе, где половина автомобилей паркуется во дворах или просто где попало (на тротуарах, на газонах и т.д.), - это повод для серьезного "разбора полетов".

Реакция отцов города была предсказуемой и в целом адекватной. Лужков раскритиковал устроителей аукционов, заявив, что в типовом паркинге высотой в несколько этажей стоимость мест будет вполне подъемной - не выше стоимости автомобиля. То есть максимум 12-15 тыс. долларов.

В национальной валюте, по последним данным, машино-место в "народном гараже" будет стоить 350-400 тысяч рублей. Это, конечно, не вожделенные 7 тысяч долларов, но уже более посильная обывателю сумма. Особенно если учесть, что средняя цена нового авто, продаваемого в нашей стране, превышает 21 тыс. долларов.

А как у них

По данным бюро переписи населения США, почти 63 процента американских домов имеют гаражи. Но в этой стране в городской черте расположены менее 40 процентов домов. Американцы-горожане тяготеют к загородным коттеджам, где гараж на 1-2 машины практически непременный атрибут дома.

"Горячая линия" по вопросам гаражного строительства:

тел. (495) 730-95-51. Звонить с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу и субботу - с 9.00 до 16.45.

Легковые авто