25.05.2009 03:00
Общество

Немецкие ученые "научили" автомобили самостоятельно устранять царапины на корпусе

Сотрудничество в области науки - лучший способ избавиться от "утечки мозгов"
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №92 (4916)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в здании мэрии на Новом Арбате, 36, открываются Дни Баден-Вюртемберга в Москве.

Делегацию этой одной из крупнейших федеральных земель ФРГ в составе 230 представителей крупных промышленных компаний и предприятий малого и среднего бизнеса, ученых и деятелей культуры возглавил премьер-министр Гюнтер Эттингер.

Как известно, Германия для Москвы традиционно является одним из самых сильных экономических партнеров. В городе работает более 900 представительств немецких фирм, 411 немецко-российских совместных предприятий, 440 стопроцентно немецких дочерних предприятий Германии. Как подчеркнул корреспонденту "РГ" руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы Георгий Мурадов, это самая крупная зарубежная деловая община в российской столице. Сложилась она во многом потому, что у Москвы существуют прямые контакты с большинством земель ФРГ. Сотрудничество же с Баден-Вюртембергом началось позже всех. Начало ему положили Дни Москвы в Штутгарте - центре этой земли, прошедшие два года тому назад. И вот сейчас партнеры приехали в российскую столицу с ответным визитом.

Масштабную выставку товаров и услуг, привезенную немцами, можно увидеть уже сегодня. Многие из них хорошо знакомы москвичам. Например, продукция фирмы "Херренкнехт". Это с помощью ее проходческого комплекса в Москве прорыт Лефортовский тоннель. Другой, еще более мощный комплекс, диаметром 19, 2 метра, какого нет в Европе, компания изготавливает сейчас по заказу Москвы для прокладки тоннелей на Четвертом транспортном кольце. С новыми разработками познакомит на выставке и фирма "Порше". И для нее Москва уже не чужая. Год назад она первой из зарубежных автомобилестроителей открыла здесь напрямую торгово-сервисный центр для обслуживания своей продукции. Электротехнику же и разное оборудование фирм "Бош", "Кодак", "Крайслер" и вовсе можно встретить чуть не в каждой московской квартире. Но выставка станет скорее всего лишь преамбулой для завтрашнего серьезного разговора на экономическом форуме. Благодаря своему сильному промышленному потенциалу - имея лишь 0,2 процента мирового населения, Баден-Вюртемберг производит два процента всего экспорта планеты - немцы переживают нынешний кризис легче, чем Москва. Но повод для тревоги есть и у них. Например, потеря рынка. На протяжении многих лет они были лидерами по поставкам своей продукции в Москву, а в прошлом году впервые отошли на вторую позицию, уступив первенство Китаю.

У Москвы - свои проблемы. Ей трудно продолжать мириться с тем, что экспорт московских предприятий в Германию по-прежнему носит преимущественно сырьевой характер. Его основу - 94,9 процента - составляет продукция топливно-энергетического комплекса, цветные металлы и изделия из них. Изменить это положение может помочь как раз тесное сотрудничество с Баден-Вюртембергом, который известен миру прежде всего как регион новаторов и изобретателей. Не случайно на его земле регистрируется в год 127 патентов на 100 тысяч человек - это вдвое больше, чем в среднем по Германии. Что, впрочем, не удивительно - ведь в исследования и разработки здесь вкладывается 4,2 процента ВВП, в то время как в Японии - 3,1, США- 2,8, Франции - 2,2, Великобритании - 1,9.

Как отметил один из членов немецкой делегации государственный секретарь министерства наук, исследований и искусства Дитрих Бирк, это составляет сейчас 13 миллиардов евро. Узнать, откуда берутся такие деньги, наверняка небезынтересно будет и московским чиновникам. Оказывается, исследовательскую мысль там питают не только федеральный и земельный бюджеты, но и в немалой степени Фонд поддержки науки и культуры Баден-Вюртемберга, основанный на средства, вырученные местными властями от продажи крупной энергокомпании в частные руки. Выручив 2,8 миллиарда евро, правительство земли не растратило их на разные нужды, а надежно вложило и теперь, не тратя основного капитала, каждый год направляет проценты на поддержку науки. Кроме того, немалые суммы вкладывают в НИОКР и сами фирмы, заинтересованные в повышении конкурентоспособности своей продукции. Недаром по востребованности в патентах в том же машиностроении немцы опережают американцев, японцев, французов, англичан, итальянцев и швейцарцев.

На что тратятся эти гигантские деньги, каких результатов добиваются с их помощью? Этим гости подробно поделятся во время форума по научно-технологическому сотрудничеству, которым завершатся Дни земли в Москве в среду. В том, что им есть о чем рассказать, корреспондент "РГ" убедился, побывав в ряде университетов и крупных промышленных компаний, расположенных на территории Баден-Вюртемберга. Такую возможность московским журналистам предоставило земельное правительство, устроив для них информационный тур, посвященный нанотехнологиям накануне своего визита в Москву.

В известной автомобильной фирме продемонстрировали, например, работу по внедрению наночастиц в лак, которым покрывают машины. Благодаря им защищенность корпуса авто от царапин повышается втрое, что выгодно не только покупателю, но и производителю, ибо меньше происходит повреждений еще в процессе сборки. Еще любопытнее другой эффект, которого добиваются ученые: лак должен способствовать тому, что мелкие царапинки должны "заживать" сами - как на человеческой коже, а грязь - отталкивать. И они этого уже достигли, рассказал участник этого проекта Хумпед Джинс, но пока беда в том, что эффект действует недолго и с каждой мойкой уменьшается. Впрочем, он не сомневается, что теперь это уже дело времени, и весьма недалекого.

Да мало ли проблем в автомобилестроении, которые могут помочь решить нанотехнологии? Облегчение веса автомобиля, избавление приборов от бликов солнца и отражения света встречными фарами... Эти проблемы волнуют и Москву, ведь даже без сошедшего со сцены "Москвича" она остается автомобильной столицей. Значит, возможно сотрудничество и в этой сфере.

Впрочем, есть проекты совместной работы, уже всерьез заявившие о себе. Например, в университете города Ульм создан целый институт науки о полимерах специально "под москвичей", команду которых возглавил проректор МГУ Алексей Хохлов. Работая "вахтовым методом" - то в Москве, то в Ульме, российский академик взялся со своей командой, в состав которой входят не только профессора, но и аспиранты и студенты, решить сложнейшую задачу. Они исследовали, как устроен живой белок с тем, чтобы применить его свойства в искусственных материалах. Благодаря уникальным возможностям, созданным немцами для российских ученых, эта работа увенчалась тем, что по итогам 2007 года Алексей Хохлов был награжден Госпремией РФ: его фото в момент, когда президент России Дмитрий Медведев вручает награду, сейчас висит в Ульмском институте на почетном месте.

Как рассказал профессор из Твери Павел Халатур, это открытие сделало серьезный шаг к созданию нанодвигателей, в которых в равной мере нуждается промышленность как России, так и Германии. Аспиранты же в процессе этой работы защищают диссертации сначала дома, в МГУ, а потом - здесь, в Ульме, получая диплом международного образца. В результате теперь им не надо рваться на Запад, как рвалась научная молодежь из России в начале 90-х годов, они и без того имеют возможность работать и там, и здесь. Это и есть, по мнению Халатура, двойная защита от "утечки мозгов", которой еще недавно страдала и Москва, и вся стране целиком.

Наука Легковые авто