26.05.2009 05:00
Авто

Сбербанк претендует на роль соинвестора для концерна "Опель"

В тройке инвесторов немецкого автоконцерна оказались российские компании
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (4917)
Читать на сайте RG.RU

Вчера определилась тройка инвесторов для концерна "Опель", из которых правительство ФРГ должно выбрать одного. Это - итальянский "Фиат", австрийско-канадский концерн "Магна" в связке с российскими Сбербанком и ГАЗом, а также американский финансовый инвестор "Рипплвуд". Среди фаворитов - "Магна" и "Фиат". "Рипплвуд" не пользуется спросом, так как правительство предпочитает инвесторов из сферы производства, а не из банковского сектора.

При обсуждении инвестиционных программ на встрече четырех министров кабинета ФРГ - экономики, финансов, иностранных дел и труда - успехом пользовалась концепция производителя комплектующих - концерна "Магна". Она показалась министрам наиболее финансово выверенной и экономически стройной. Хотя концерн "Магна" не обещает сохранить все рабочие места, его план вывода "Опеля" из кризиса отвечает требованиям Совета трудового коллектива и профсоюзов.

Положительный штрих концепции "Магны" - предложение развивать восточноевропейский рынок. Доля российских инвесторов в пакете акций должна составить 30 процентов. Такой же будет доля материнского концерна "Дженерал моторс". Сама же "Магна" получит 20 процентов, остальное выпадает на долю трудового коллектива "Опеля".

План "Магны" греет душу и "Дженерал моторс". Американский концерн получает возможность сохранить свою долю в европейских предприятиях. С европейского рынка он уходить не собирается. Даже в случае заявления о несостоятельности, которое, по оценкам экспертов, должно быть подано 1 июня, "Дженерал моторс" надеется сохранить мощности, реструктурировать концерн, изменить его концепцию и выйти из кризиса с минимальными потерями.

Особенно привлекает план "Магны" премьер-министров федеральных земель Гессен, Тюрингия и Рейнланд-Пфальц. В соответствии с ней, на автопредприятиях "Опеля" в этих землях не должно быть больших сокращений рабочих мест. Прежде всего не закроется и завод в Кайзерслаутерне, который - по планам "Фиата" - должен был исчезнуть с лица земли. Однако недовольным остался премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия: на предприятии в Бохуме по плану "Магны" должны быть уволены более двух тысяч человек.

Поскольку правительство ФРГ уже готово поручиться за переходный кредит в 1,2 миллиарда евро, недовольство одной земли усложняет выбор инвестора. Ведь основными кредитодателями, помимо немецкого Банка развития и реконструкции (KfW), должны стать банки заинтересованных земель.

Кроме того, министр экономики христианский демократ Карл-Теодор цу Гуттенберг (ХСС) по-прежнему предпочитает концепцию "Фиата". Итальянский автопроизводитель готовится стать новым мировым лидером и проглотить "Опель". Самый большой профсоюз работников тяжелой промышленности "ИГ Металл" категорически отвергает "Фиат" как инвестора. Поэтому после обнародования концепции "Магны", шеф итальянского концерна Серджио Марккьоне пообещал сократить только 2000 рабочих. Это на 200 меньше, чем собирается концерн "Магна".

Мало кто доверяет такой игре в покер. Ведь если "Опель" не выживет, весь груз ответственности ляжет на правительство ФРГ. Именно оно должно будет отчитываться перед налогоплательщиками о том, куда ушли государственные деньги. В сентябре в Германии пройдут новые выборы в бундестаг, и ни социал-демократам, ни консервативной ХДС не хочется выглядеть виновным в банкротстве традиционного концерна и отвечать за транжирство.

В среду коалиционное правительство собирается принять решение об инвесторе. Надо спешить. Ведь в грядущий понедельник "Опель" может стать историей.

Легковые авто Инвестиции Сбербанк