28.05.2009 04:00
Авто

Специалисты предлагают совместно создавать новое поколение электронных компонентов для автомобилей

Специалисты предлагают совместно создавать новое поколение электронных компонентов для автомобилей и тракторов
Текст:  Владимир Бибиков (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №19 (407)
Читать на сайте RG.RU

Недавно, когда журналисты встречались с генеральным директором Белорусского автомобильного завода, выпускающего могучие карьерные самосвалы, моя молодая коллега с восторгом спросила Петра Пархомчика: неужели к огромной машине можно подключить ноутбук и тут же получить информацию о состоянии важнейших узлов машины?! Руководитель предприятия сдержанно улыбнулся и подтвердил: все именно так и обстоит. "БелАЗы" сегодня серьезно оснащены электронными блоками и узлами, контролирующими важнейшие функции машины, иначе им не удалось бы успешно конкурировать с ведущими западными фирмами, удерживать в своем сегменте 30 процентов мирового рынка. А уже в ближайшем будущем электроника обещает обеспечить гигантским машинам просто фантастические возможности: в настоящее время полным ходом идет разработка системы, благодаря которой карьерный самосвал сможет двигаться по заданному маршруту без водителя, которого заменит автоматизированная дистанционная система управления движением и технологическими операциями самосвала. Не обойтись без электронных помощников и при управлении многозвенным грузовым автопоездом, макетный образец которого уже изготовлен в Объединенном институте машиностроения белорусской Академии наук.

Подобное обновление переживает сегодня продукция практически всей автомобильной отрасли Союзного государства. И на то есть веские причины. Через полгода с небольшим в России и Беларуси начнет действовать международный экологический стандарт Евро-4, еще через несколько лет - Евро-5. Достигнуть такого уровня без широкого применения электронных и электронно-механических узлов и приборов просто немыслимо, убежден генеральный директор Объединенного института машиностроения, академик, Герой Беларуси Михаил Высоцкий. Западные автоконцерны шли к этому не один год. Белорусскому и российскому автопрому, чтобы сохранить свои позиции, необходимо пройти этот путь значительно быстрее. В институте активно разрабатываются электронные системы и устройства для перспективных автомобилей, тракторов, комбайнов на основе исследований систем типа человек - машина - среда. При этом приходится разрешать множество сложнейших научно-технических проблем.

В том, что эти задачи будут со временем успешно решены, сомневаться не приходится. В свое время настоящий фурор в мировом автомобилестроении произвели электронные системы управления тормозным усилием и обеспечения безопасности в целом. Считалось, что они по зубам только нескольким маститым западным фирмам. Однако белорусские специалисты республиканского научно-исследовательского предприятия "Белавтотракторостроение" во главе с Михаилом Высоцким и завода "Экран" смело взялись за создание аналогичных отечественных электронно-механических систем АБС/ПБС для грузовиков и автобусов, которых уже выпущено более 100 тысяч комплектов. Львиная доля этого оборудования поставляется на российские автозаводы. Множество важнейших функций выполняет электроника на комбайнах гомельского ПО "Гомсельмаш", причем практически все их компоненты изготавливаются на белорусских предприятиях.

Но в ряде случаев при освоении новой техники пока некоторые электронные узлы приходится закупать за рубежом, в частности, это касается электронных систем для управления двигателем.

- И в целом в Беларуси в области автотракторной электроники сегодня происходит переход на новый иерархический уровень, - считает директор научно-технического центра автотракторной электроники и электромеханики Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Владимир Савченко. - Осуществляется переход от отдельных компонентов и систем к электронным бортовым комплексам. Это позволит освободить водителя от ряда функций, значительно расширить его возможности, предотвратить серьезные ошибки в управлении автомобилем или трактором и при их эксплуатации. Системное применение электроники позволяет также существенно экономить топливо, обеспечивать соблюдение строгих экологических стандартов. В целом удельный вес электронных приборов и систем может достигать 20 - 30 процентов стоимости автомобиля.

Только в Беларуси новые электронные приборы и системы управления востребованы на таких крупных предприятиях, как минские автомобильный, тракторный, моторный заводы, завод колесных тягачей. А есть еще упоминавшиеся уже БелАЗ и "Гомсельмаш" - список можно продолжить.

Времени на раскачку нет. Кризис в мировом автомобилестроении до предела обострил конкуренцию, и применение электроники, повышающей эксплуатационные свойства машин, является одним из важнейших аргументов в этой борьбе. Вот почему в Беларуси сейчас оперативно разрабатывается отраслевая программа создания и освоения производства комплекса бортовых электронных и механических управляющих, информационно-диагностических и сервисных систем. Эта работа должна вестись на единой научно-методической основе. Однако белорусские специалисты не намерены ограничиваться возможностями своей страны и совместно с российскими коллегами уже подготовили предложения о формировании союзной научно-технической программы, направленной на создание нового поколения электронных автокомпонентов.

Аргументы в пользу такого решения вполне очевидны. Ведь автотракторное и сельскохозяйственное машиностроение Беларуси и России по-прежнему во многом представляет собой единое целое, связанное множеством кооперационных и научно-технических нитей. Во многом един и рынок продаж конечной продукции - Союзное государство. Более того, опыт реализации предыдущих союзных программ в области автомобилестроения показал, что благодаря объединению усилий удалось по сути возродить важнейшую отрасль.

Легковые авто Беларусь