28.05.2009 02:05
Культура

В Москве начинаются дни польского режиссера Ежи Гротовского

В Центре имени Мейерхольда начинаются дни Ежи Гротовского
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (4919)
Читать на сайте RG.RU

Традиционно свой день рождения, 30 мая, Центр им. Вс. Мейерхольда отмечает интересной акцией. Десять лет назад в Италии скончался великий польский режиссер Ежи Гротовский, чье театральное наследие, опыт театра-лаборатории, театра как духовной и физической практики существенно обогатили мировой сценический авангард, обновили сценический язык и понимание театра. 2009 год в мировом театральном сообществе признан Годом Ежи Гротовского и поддержан ЮНЕСКО.

Еще при жизни признанного великим, Гротовского называли реформатором театра, мистиком, святым, магом, революционером, искателем. Лауреат Государственной премии Польши, профессор, доктор Honoris Causa Питтсбургского, Чикагского, Калифорнийского, Вроцлавского и Болонского университетов, кавалер Почетного Креста искусства и культуры Франции и первый лауреат Премии гения, установленной в Америке специально для Гротовского, он умер в Италии, а его прах был развеян на священной горе в Индии.

Круг идейно-творческих интересов Гротовского всеобъемлюще широк: это и театрально-сценический опыт Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Крэга, Арто и Брехта, Пекинская опера и японский театр "Но", индийская йога и Национальный народный театр Вилара, балет Дюллена и Декру, "архетипы" Юнга. При этом одним из его самых знаменитых афоризмов было: "Болезнь цивилизации - это множественность "вер", а сам он ратовал за бедный театр, отрекаясь от электричества, машинерии, ауди- и видеоаппаратуры, отказываясь от костюма и грима, от декораций. Главным же в аскетическом театре стала личная и сценическая техника актера и сам актер - человек творящий.

Гротовский стал ключевой фигурой современного мирового театрального пространства. Для экспериментального театра-лаборатории фигура Гротовского имеет такую же культовую значимость, как Фрейд в психологии. Ему удалось не только изменить само понятие театральной игры, роль актера в театре, но и вернуть театр к его ритуально-сакральным корням, напомнив о его культовых истоках.

Центр им. Мейерхольда вместе с институтом Ежи Гротовского во Вроцлаве составили программу видеопоказов. Это шесть фильмов, в том числе полная версия спектакля "Акрополь", несколько фильмов о Рышарде Чесляке - любимом артисте Гротовского - и их совместных тренингах, а также большой фильм-биография режиссера и фильм о его актерской системе. Именитый польский театровед Катажина Осинска прочтет лекцию и возглавит заключительную театроведческую дискуссию.

Программа начнется 30 мая фильмом режиссера Марии Змарз-Кочанович. В фильме о выдающемся режиссере и теоретике театра принимает участие брат Ежи - профессор Казимеж Гротовский, а также соратники и друзья Ежи, в числе которых Жорж Баню, Эуженио Барба, Питер Брук, Людвиг Фляшен, Майя Коморовская, Реймонд Тимкин, Анатолий Васильев. Съемки проходили в Европе и Индии. Использованы уникальные архивные материалы. А затем будет показан "Акрополь", легендарный спектакль Ежи Гротовского 1969 года.

В последующие дни можно будет увидеть документальные фильмы польского телевидения о Рышарде Чесляке, а также картину "Тело говорит. Театр-лаборатория Ежи Гротовского: Рышард Чесляк демонстрирует актерскую технику Ежи Гротовского с комментариями Маргарет Кройден".

Обзоры, отчеты, анонсы лучших культурных событий  - в "Афише РГ"

Кино и ТВ