01.06.2009 06:00
Авто

Более трети акций "Опеля" могут достаться российским инвесторам

Российские партнеры фирмы "Магна" становятся совладельцами знаменитого немецкого концерна
Текст:  Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Столичный выпуск: №97 (4921)
Читать на сайте RG.RU

Старейшее автопредприятие Европы - ООО "Адам Опель" спасено. Его новым инвестором будет австрийско-канадский поставщик комплектующих "Магна" со своими российскими партнерами Сбербанком и ГАЗом. Такое решение в ночь на субботу было принято членами немецкого правительства.

Ему предшествовало несколько заседаний, одно из которых тоже длилось до раннего утра. В конце концов на финишную прямую из четырех претендентов на "Опель" вышли два потенциальных инвестора - "Фиат" и "Магна".

Главный исполнительный директор "Фиата" Серджио

Маркьонне курил сигарету за сигаретой перед администрацией канцлера Германии. Рюкзак, с которым он пришел в среду на важнейшее заседание по спасению "Опеля", держал его телохранитель. Спортивный антураж был своеобразной предупреждающей защитой шефа "Фиата". Он будто хотел показать всем: эта сделка для него не так уж и важна. Но теперь для "Фиата" все кончено. Мечты о всемирной автомобильной империи рассеялись как утренний туман. Уже после первой бессонной ночи со среды на четверг с бесконечными спорами заинтересованных сторон итальянцу было ясно: все затраты "Фиату" не потянуть. Ведь представители американского концерна "Дженерал моторс", которому пока принадлежит "Опель", неожиданно потребовали оплатить до 2 июня 350 миллионов евро.

Глава концерна "Магна" Франк Штронах тут же согласился выложить названную сумму. Маркьонне обиженно хлопнул дверью: на втором заседании по спасению "Опеля" его уже не было. Потерю интереса к "Опелю" он объяснил невозможностью полностью ознакомиться с финансовым положением концерна.

Именно после выхода Мар кьон не из игры 37-летний министр экономики и новых технологий ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг стал настаивать на открытии конкурсного процесса. Ведь "Фиат" был его фаворитом. Ради него он готов был ссориться с профсоюзами и советом трудового коллектива "Опеля". Ради него он еще в марте заявил о возможности банкротства концерна, чтобы отпугнуть других потенциальных инвесторов. Начало аферы с "Фиатом" по крыто тайной. Никто не знает, почему советником правительства ФРГ по спасению "Опеля" в марте был назначен один из членов совета директоров итальянского концерна "Фиат" Роланд Бергер.

После отбытия Маркьонне переговоры велись уже между представителями "Дженерал моторс" и одетым в дорогой костюм шефом "Магны" в сьюте шикарного отеля "Адлон". Ни кабинет министров ФРГ, ни американское правительство в банкротстве "Опеля" заинтересованы не были.

Вторая бессонная ночь принесла облегчение. С пятницы на субботу члены правительства ФРГ приняли концепцию "Магны" по спасению "Опеля" и дали гарантию под переходный кредит в 1,5 млрд евро, а также дальнейшие финансовые вливания до 3 млрд евро. Этой же ночью было принято решение о продаже всех долей "Опеля" опекунскому совету. Это необходимо для защиты его от банкротства во время конкурсного процесса материнского концерна "Дженерал моторс". Все права на предприятия "Опеля" в ФРГ, патенты и технологии американское правительство передало немецкому концерну еще в среду.

Интрига разрешилась ко всеобщему удовлетворению. Довольны все. Пока, правда, официальных сообщений по распределению акций нет. По некоторым сведениям, "Магна" может получить 20 процентов акций "Опеля". Сбербанку и "Дженерал моторс", не исключено, достанется по 35 процентов. Остальные 10 процентов есть шанс сохранить за собой сотрудникам автогиганта. А российский автопроизводитель ГАЗ претендует на место индустриального партнера. Он может предоставить свои мощности под выпуск моделей "Опель".

Головной концерн "Дженерал моторс" доволен, потому что ему удалось сохранить участие в "Опеле". Не в убытке и правительство США - ему не придется тратить деньги американских налогоплательщиков на реструктуризацию немецкого предприятия. Правительство ФРГ тоже довольно: перед сентябрьскими выборами в бундестаг не будет массовых увольнений. Профсоюзы и совет трудового коллектива рады, что удалось спасти заводы от планов Маркьонне. Премьер-министры федеральных земель с предприятиями "Опеля" удовлетворены тем, что "Магна" не планирует закрытия заводов и сокращений. В свою очередь, собственник "Магны" Франк Штронах тоже не скрывает своего хорошего настроения от того, что его концепция развития "Опеля" на восточноевропейском направлении принята германским кабинетом министров.

Доволен даже Брюссель. Несмотря на жалобы нескольких стран с предприятиями "Опеля", европейские комиссары все же решили, что пусть лучше Германия возьмет на себя заботы по его спасению. В конце концов ни одна другая страна не нашла в кратчайшее время необходимых для этого сумм.

Недовольным остался только министр экономики, дворянин и потомок Риббентропа Карл-Теодор цу Гуттенберг. Как римская пророчица Сивилла, он предрекает "Опелю" в скором времени полное банкротство. Верить в это не хочет никто. По крайней мере в правительственном квартале Берлина и на заводах "Опеля" сейчас царит праздничное настроение.

Кстати

Участие России в сделке по приобретению компании "Опель" поможет модернизации отечественной автомобильной промышленности. Об этом в интервью телеканалу "Вести" заявил глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, это очень хороший шанс получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского автопроизводителя. Впрочем, окончательная цена на акции пока не оглашена. Возможно, это произойдет в ближайшие десять дней.

Легковые авто Германия ГАЗ Сбербанк