Пожар случился в ноябре прошлого года: на чердаке произошло короткое замыкание и крыша запылала. К счастью, никто не пострадал.
В семье Анатолия и Елены Лисиных - восемь детей. Старшему - 14, младшей - 3. Когда строили дом в три комнаты, и не предполагали, что будет столько ребятишек.
- Я - единственная дочь у родителей, - говорит Елена. - Всегда мечтала о братишках и сестренках и завидовала большим дружным семьям. Теперь вот мечта сбылась...
Дети у Лисиных, действительно, любо-дорого посмотреть. Симпатичные, приветливые, трудолюбивые. Улыбчивые - в маму, музыкальные - в папу. Старшие - Данила и Матвей - играют на баяне, Егор и Лиана - на аккордеоне, Алиса - на флейте. Настоящий домашний оркестр, кстати, лауреат регионального музыкального фестиваля "Омская звезда".
- Люди они хорошие, но непрактичные и слишком скромные, - говорит сосед семейства Михаил Примаков. - Столько детишек, а в очередь на расширение так и не встали. Надеялись, что сами справятся. Сначала построят веранду, потом - мансарду, потом придумают что-то еще. А вон, видишь, как все вышло...
Сегодня жить многодетной семье негде. Дом выгорел практически полностью. Помыкавшись по родственникам, Лисины в конце концов оказалась на улице. С весны живут в гараже. Возможности самостоятельно решить жилищную проблему у них нет.
- Сразу после пожара многие откликнулись на нашу беду. Низкий всем поклон, - говорит Елена. - Соседи - жители городского поселка Николаевка и прихожане местной церкви собрали 150 тысяч рублей. Толе на работе тоже помогли. Выдали профсоюзную и материальную помощь: всего пятнадцать тысяч. Плюс бесплатно подвели к дому электрокабель. Еще 40 тысяч выделили городские и областные власти. Сказали - больше по закону не положено.
Как сообщили "РГ" в региональном министерстве труда и социального развития, льготы для погорельцев действительно не предусмотрены, они могут рассчитывать только на материальную помощь. Максимальная ее величина - до 15 тысяч рублей - выдается по согласованию с министром. Выше - с губернатором.
На помощь местных властей в строительстве или ремонте дома Лисиным тоже рассчитывать не приходится. Региональный министр строительства и ЖКХ Валерий Бойко рассмотрел их ходатайство и направил в ГУ МЧС России по Омской области, о чем уведомил семью письменно.
- В собственности региона нет резервного фонда недвижимости на такие случаи, - пояснили "РГ" в министерстве. - Соответствующая статья расходов в бюджете также не предусмотрена.
Так или иначе, но все общественные деньги Лисины вложили в дело - купили кирпич, доски и профнастил. А вот нанять строителей не получилось - только кровельщики запросили за работу 150 тысяч рублей - сумма для погорельцев неподъемная.
- Наш семейный доход составляет 25,5 тысячи рублей в месяц, - говорит Анатолий. - Пять с половиной тысяч - выплаты на всех детей, 20 тысяч - моя зарплата (я работаю водителем на заводе). В принципе, концы с концами сводим. Но довести к зиме до ума дом скорее всего не удастся. Помимо крыши нужно менять пол, часть стены, окно, подводить отопление.
В мэрии семейству посоветовали встать в очередь на жилье. Правда, сообщили, что получить квартиру в ближайшие годы они вряд ли смогут - первые из 22 тысяч очередников ждут новоселья уже более полувека. О том, сколько среди них многодетных, в департаменте жилищной политики городской администрации корреспонденту "РГ" пояснить затруднились. Впрочем, известно, что таких больших семей, как Лисины, в городе единицы.
Как бы там ни было, встать в очередь на квартиру погорельцы не смогут, даже если очень захотят.
- Одна справка из БТИ стоит 500 рублей, - говорит Анатолий. - А нам таких справок 10 штук надо - это же четвертая часть моей зарплаты!
Сегодня супруги и восемь детей - мал-мала меньше - вынуждены жить в гараже, куда едва вмещаются (двое детей спят на крышке пианино). Крышу и стены утеплили одеялами. Когда холодно, спят в пуховиках и включают газовую горелку, когда тепло - на свежем воздухе.
- Мы делаем все возможное, чтобы хотя бы восстановить крышу, - говорит Анатолий. - Для этого пришлось освоить столярное ремесло. Старшие мальчишки мне помогают.
Прежде чем доверить подросткам ответственную работу, папа дал им задание построить собачью будку. Но пацаны сразу начали строить "высотный дом".
- Сначала он у нас был шаткий и кривой, - говорит 13-летний Матвей. - Три раза пришлось перестраивать. Зато теперь стоит, как штык. Даже если всей семьей заберемся, выдержит.
Дом, построенный детскими руками, похож на большой скворечник. Жить в нем, конечно же, нельзя - только играть. Но Анатолий считает, что этот опыт мальчишкам очень пригодится. Ведь никто не знает, сколько его многодетной семье еще придется ютиться в гараже. К слову, по омским законам Елена Лисина достойна медали "Материнская слава". Но пока нет у нее ни медали, ни жилья, ни надежды.