24.06.2009 03:00
Digital

"Связьинвест" нацелился на рынок мобильной связи и широкополосного доступа в интернет

Холдинг объединят с операторами сотовой связи
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №113 (4937)
Читать на сайте RG.RU

К концу лета группа компаний "Связьинвест", в которой государству принадлежит три четверти акций, определится со своей стратегией. В том числе и с более активным выходом на рынок мобильной связи, чтобы охватить почти все российские регионы.

По словам главы минкомсвязи Игоря Щеголева, сейчас проводятся консультации с участниками рынка и аналитиками, просчитываются возможные варианты. Министр напомнил, что уже давно обсуждается вопрос, по какому пути будет реформироваться "Связьинвест". Пока его положение на рынке мобильной связи оставляет желать лучшего. В то же время, по данным статистики, мобильный бизнес в России широко развит и приносит хороший доход. Щеголев сожалел, что присутствие холдинга "Связьинвест" в этом секторе крайне незначительно. Как известно, компания специализируется в основном в области фиксированной связи.

Есть два варианта завоевания "Связьинвестом" мобильного рынка. Один из них, который, по мнению министра, наиболее оптимальный, объединение с одним из операторов "большой тройки". Впрочем, при этом Щеголев оговорился, что это перспектива даже не завтрашнего дня, так как здесь завязаны интересы хозяйствующих субъектов. Второй вариант выхода на мобильный рынок "Связьинвеста" - создание четвертого крупного оператора сотовой связи в ряде регионов, пояснил Щеголев. Есть местные мобильные компании, которые имеют неплохой охват и в принципе с ними можно было бы объединиться и создать нового оператора. При этом вполне может быть реализовано присутствие холдинга и в Московском регионе, хотя рынок здесь очень насыщенный и шансы появления новых операторов с нуля не очень велики. Скорее всего, в этом регионе необходимо будет идти по пути консолидации с другими операторами. "Связьинвест" намерен также сосредоточить свои усилия на предоставлении услуг корпоративным клиентам.

Если говорить о другом секторе рынка - о предоставлении широкополосного доступа в Интернет, то здесь компания, как считает министр, тоже может развивать свои позиции. Уже сейчас группа неплохо представлена в регионах, а потенциал самого рынка широкополосного доступа в Интернет оценивается высоко, так как спрос на него растет быстрыми темпами. К нему можно прибавить и беспроводной доступ в Интернет, который тоже является неплохим сектором рынка. По мнению Щеголева, от развития этого рынка в регионах должен выиграть потребитель, потому что расширение спектра услуг повлияет на снижение тарифов. На данный момент в регионах стоимость выхода в Интернет значительно выше, чем в Москве, где этот рынок хорошо развит. Согласно предложениям минкомсвязи в стратегии "Связьинвеста" должен присутствовать и выход на смежные рынки цифрового телевидения и информационных технологий. Этот вопрос сейчас также прорабатывается экспертами.

Кстати, в этом году в России должна заработать программа по внедрению цифрового телевидения, которая рассчитана до 2015 года. По словам Щеголева, это будет общероссийская система на основе европейских стандартов. Пользователь первого мультиплекса сможет получать как минимум восемь телевизионных программ и три радиоканала, причем в хорошем качестве. В дальнейшем планируется наращивать телевизионное вещание и создать два мультиплекса, отметил Щеголев. Он напомнил, что на данный момент в России в ряде регионов жители могут смотреть один-два канала, а цифровое телевидение будет способствовать сохранению единого информационного пространства.

Возвращаясь к теме Интернета, Щеголев подчеркнул, что сейчас рассматривается вопрос о внедрении критериев для интернет-сайтов. И пояснил, что для интернет-компаний они будут введены по аналогии со СМИ, где, например, учитываются и охват аудитории, и число пользователей. Однако Щеголев оговорился, что конкретных параметров еще нет. Пока ведутся консультации с экспертами и с самими компаниями по выработке этих критериев. Здесь минкомсвязи действует по принципу "не навреди", чтобы выпущенные нормативные документы не привели к противоречиям в этом секторе телекоммуникационной отрасли.

Если говорить о программном обеспечении, вошедшем в список из пяти направлений, которые намерено поддерживать государство, то здесь тоже есть ряд вопросов, над которыми необходимо задуматься. На данный момент развитие и распространение свободного программного обеспечения затрагивает антимонопольные темы, сферу денежных и налоговых отношений. Щеголев пояснил, что интеллектуальный характер производства программного обеспечения и его виртуальность до тех пор, пока продукт не будет внедрен, создает некоторые трудности. Например, отсутствие переменных и постоянных издержек, которые носят разовый характер и их нельзя точно определить. Интеллектуальный характер производства программного обеспечения также не дает государству возможности под держать этот сектор, скажем так, традиционными способами - заградительными пошлинами для зарубежных конкурентов и акцизными сборами. Так что сейчас минкомсвязи ищет пути, как можно поддержать этот сектор, отметил Щеголев.

Интернет Связь Крупные компании