Накануне собрания акционеров предприятия президент АвтоВАЗа Борис Алешин предъявил смежникам ультиматум - стоимость комплектующих должна быть снижена как минимум на 10 процентов.
Об "оптимизации работы АвтоВАЗа с компаниями-изготовителями комплектующих изделий" было объявлено на встрече Бориса Алешина с руководителями 120 крупнейших поставщиков завода. В отношении предприятий, которые не согласятся добровольно снизить цены, автогигант будет настаивать на проведении технико-экономического аудита.
Еще в конце прошлого года автогигант в одностороннем порядке объявил о новой схеме расчета с поставщиками - 30 процентов деньгами, остальное векселями завода со сроком погашения от полугода. Часть смежников восприняли схему в штыки. И уже в феврале сборочный конвейер был остановлен. Машины просто не из чего было собирать. Заводы сразу двух основных холдингов партнеров АвтоВАЗа - групп СОК и "Тадем", прекратили поставки комплектующих.
В этот раз до публичного скандала дело пока не дошло. В компании "Тадем" воздержались от комментариев, а глава группы СОК на годовом собрании акционеров АвтоВАЗа предложил услуги своих менеджеров по выводу завода из кризиса. Правда, речь шла не о снижении стоимости комплектующих.
- Стороны так или иначе вынуждены будут договариваться, - комментирует ситуацию замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - С учетом падения объемов производства у ряда партнеров просто нет как таковой возможности снижать цены. Возможно, АвтоВАЗу придется искать новых комплектаторов по целому ряду позиций. Ведь конечные поставщики АвтоВАЗа, в свою очередь, должны потребовать адекватных действий от своих партнеров. И так вплоть до снижения стоимости исходных материалов. А прохождение этой цепочки - это процесс не только болезненный, но и длительный.