Именно сейчас начал проявляться казус с так называемым бонусом по автогражданке. Многие автолюбители, рассчитывавшие получить 25 процентов скидки за безаварийную историю с момента вступления в силу закона об ОСАГО, остались без нее.
Напомним, с вступлением в силу закона об ОСАГО безаварийная история была привязана не только к тем, кто застрахован, но и к самому автомобилю. Человек продал машину - история начиналась с нуля. Такое положение не понравилось многим автолюбителям. Разбор данной проблемы дошел даже до Верховного суда.
Согласитесь, довольно странно, что человек страхует свою собственную ответственность, а страховщики привязывают его историю к истории автомобиля. Этот спорный вопрос был устранен. Но, как говорится, осадок остался.
Итак, человек добросовестно страховался в одной компании. За время действия ОСАГО он успел поменять машину. Договор заключали исходя из действовавших на тот момент правил: при смене машины история начинается с нуля. Значит - никаких бонусов. Но в 2007 году вступило в силу постановление правительства, которое привязало историю страхования к истории водителя, а не автомобиля.
Эти поправки обратной силы не имеют. То есть если водитель сменил машину в 2006 году, то его история страхования началась только с этого года. Все что было раньше - не учитывается. На самом деле никакого мошенничества со стороны страховщиков здесь нет. Просто закон, который вступил в силу в 2007 году, не распространяется на машины, приобретенные ранее. Поэтому бонус рассчитывается именно исходя из последнего договора о страховании.
Если же человек поменял машину в 2007 году или позже, то его история считается либо от предыдущей машины, история которой должна еще храниться в компании, либо от 2004 года, когда он должен был заключить первый договор по ОСАГО.
Но это касается только тех случаев, когда человек страхуется в одной компании. С момента введения ОСАГО люди не сильно задумывались, где страховаться. Покупали полисы у первых встречных агентов и далеко не у надежных компаний. Напомним, что именно в этом году 30 компаний были исключены из союза, который давал право на работу с автогражданкой. Большинство из них обанкротились или тихо ушли с рынка довольно давно. Хотя, конечно, наиболее яркие и дорогие случаи разорения приходятся на прошлый год.
Страховщики для предоставления скидки, согласно постановлению правительства N 739, обязаны требовать документы, подтверждающие безаварийную историю страхования.
Однако доказать свою безаварийность довольно сложно. Оказывается, если человек по каким-то причинам не хочет больше страховаться в компании, в которой он страховался ранее, он должен взять оттуда справку, что за ним не числится аварий по его вине. Но попробуйте получить такую справку от страховой компании, которой уже нет и найти ее представителей могут только правоохранительные органы. Они не будут заниматься поиском документов, чтобы подтвердить ваше право на скидку. Если человек сменил несколько компаний, то задача вообще становится непосильной.
Все вышеприведенные примеры относятся к страховке с ограниченным количеством лиц, допущенных к управлению. С открытым полисом сложности вычисления бонус-малуса еще упираются в конкретный договор, составленный между автовладельцем и страховой компанией.