09.07.2009 04:25
Экономика

Переход экономики России на инновационный путь обеспечит поддержка машиностроения

Поддержка машиностроения обеспечит переход экономики
Текст:  Юлия Санатина (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4948)
Читать на сайте RG.RU

Накануне открытия выставки вооружений, на которой предприятия ОПК продемонстрировали свои достижения, руководители машиностроительных заводов обсудили проблемы отрасли.

Конференция машиностроителей, имеющая всероссийский статус, собирается в Екатеринбурге уже во второй раз. На Среднем Урале достаточно высокая концентрация предприятий этой отрасли (только крупных и средних - 220), а значит, и наиболее остро проявляются все ее проблемы. Как следствие, здесь уже нащупали, опробовали способы их решения.

С самого утра на заседаниях тематических секций директора заводов, представители разных ветвей власти говорили о застарелых, времен реформ 1990-х, "хворях" машиностроения и оборонки, которые еще более обострил кризис. Перечислив проблемы, о которых твердят из года в год (низкая конкурентоспособность продукции, изношенное оборудование, потеря серийности, старение кадров и т. п.), участники конференции назвали и новые, ставшие "приметами времени": неблагоприятная динамика цен, снижение лимитов кредитования. И если с 2005-го по 2008 год уральское машиностроение практически удвоило объемы производства и собственных инвестиций, то в текущем году каждое пятое предприятие вынуждено приостановить реализацию инвестпрограмм. Спад производства на разных заводах - от 15 до 90 процентов, удержали планку лишь единицы.

Собственно, картина в целом по России мало отличается от региональной. В январе-мае 2009 года производство машин и оборудования в стране сократилось, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, на 27,6 процента. Больше всего - на 73 процента - снизился выпуск грузовых автомобилей. И даже некоторое сокращение импорта машиностроительной продукции пока не оказало положительного влияния на ситуацию в отрасли.

Тем не менее, считает вице-спикер Государственной Думы Валерий Язев, потенциал для развития машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей у страны есть. Зато до сих пор нет базового федерального закона о промышленной политике, который бы четко сформулировал приоритеты развития промышленности и обеспечил переход экономики страны на инновационный путь. Законопроектов разработано уже два, но оба получили отрицательное заключение правительства. Кроме этого документа готовятся поправки в 11 федеральных законов, в том числе Налоговый кодекс.

По мнению заместителя председателя Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, ключевым вопросом государственной политики должна быть конкурентоспособность отечественной промышленности. Пока наше машиностроение зажато в тиски между Западом с его развитыми технологиями и Востоком с низкими ценами. Помочь российским заводам вырваться вперед можно - с помощью налоговых преференций, мер регулирования экспорта-импорта, да и посредством оказания финансовой помощи. К примеру, в Евросоюзе аграриям субсидируется до половины стоимости приобретаемой сельхозтехники при условии, что она произведена в странах ЕС.

Предложения федеральным властям по формированию государственной стратегии развития машиностроения участники конференции сформулировали. Однако и на уровне регионов есть возможности для оказания поддержки местным предприятиям. В апреле в Свердловской области под руководством губернатора прошло четыре установочных совещания, на которых рассмотрели пути решения проблем машиностроения, в частности, вопросы развития станкостроения, инструментальных и литейных производств, которые смогут обслуживать целый ряд предприятий отрасли, инженерных подразделений. По всем этим направлениям разрабатываются областные программы, некоторые уже реализуются - в частности, развития кооперации, импортозамещения.

Компетентно

Виктор Кокшаров, председатель правительства Свердловской области:

- Возрождению уральского машиностроения в значительной степени мешают устаревшие понятия, которыми по-прежне­му руководствуются руководители предприятий. Многие уверены, что их продукция нужна и востребована, а это не всегда так. Например, нужно понять, что сегодня более важную роль играет не цена изделия, а стоимость его жизненного цикла, а также наличие широкого спектра сервисных услуг. Надо изменить психологию руководителей, но одновременно необходимо и усиление государственного регулирования. Способность объединиться, действовать консолидированно поможет нам пережить кризис.

Промышленность Екатеринбург Урал и Западная Сибирь