09.07.2009 01:00
Общество

Сбербанк переходит на новые технологии досудебного общения с заемщиками

Сбербанк переходит на новые технологии досудебного общения с заемщиками
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №124 (4948)
Читать на сайте RG.RU

Все освобождаемые от выдачи кредитов сотрудники Сбербанка будут направляться на сбор долгов. Об этом сообщил вчера журналистам директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик, напомнив о 22 тысячах точек продаж кредитных продуктов по всей стране и 30 тысячах человек, которые ими занимаются.

В Сбербанке в экспериментальном режиме стартует новая программа под пафосным названием "кредитная фабрика". Все потребительские кредиты будут выдаваться в автоматизированном режиме.

Система будет отбраковывать "плохих" заемщиков и увеличивать производительность персонала. Гражданин, "просвеченный" со всех сторон на свою финансовую состоятельность, сможет получить деньги за полтора дня вместо нынешних двух недель. Уже к концу года планируется "оснастить" 60 процентов своих точек на европейской части страны.

Эта "шпионская" программа в порядке эксперимента работала только в Москве. При этом просрочка по кредитам показала самый низкий уровень - менее 0,1 процента при "плане" в 0,4 процента.

Феноменальный результат Кулик объяснил тем, что система примерно в половине случаев, где раньше принимались позитивные решения, дает отказ, учитывая и сопоставляя негативную информацию различных баз данных. В том числе Пенсионного фонда, бюро кредитных историй и открытых баз данных, связанных с надежностью заемщиков.

Вместе с тем общая просрочка с возвратом долгов в Сбербанке хоть и самая невысокая по сравнению с другими банками страны - на 1 июня "всего" 2,5 процента от кредитного портфеля, - но волнует банкиров не меньше. Глава Сбербанка Герман Греф недавно заявил, что банк в этом году обойдется без помощи государства. Понятно, что своевременный возврат кредитов играет в заявленной политике чуть ли не главную роль.

В связи с этим "РГ" поинтересовалась, не появились ли в Сбербанке новые технологии сбора задолженности? На что Вадим Кулик с сожалением ответил: "Здесь пока нового никто ничего не придумал".

"Сначала телефонный звонок, потом личный контакт, потом суд, потом продажа залога на основании судебного решения. Результаты зависят от того, насколько точно и качественно эти процедуры исполняются", - пояснил риск-менеджер. При этом обращаться к услугам профессиональных сборщиков долгов - коллекторских агентств - в Сбербанке не собираются. Впрочем, в сентябре, по словам Кулика, может появиться новое подразделение, которое будет заниматься методологией "позднего сбора долгов". И не исключено, что новые люди придут из сферы коллекторского бизнеса. Кулик не стал сообщать, сколько банком передано дел в суды по задолженности физических лиц, заметил только, что "прилично".

Должникам банка небезынтересно будет узнать, что если за 30-90 дней после просрочки клиенты отказываются идти на контакт и на реструктуризацию долгов, то, как правило, их дело будет передано в суд.

Насколько трудно идет продажа залогов? Кулик посетовал, что это главная головная боль: из-за падения цен и спроса (а основные объекты залога - ипотечные) продажи не покрывают и 50-60 процентов долга.

"Проще идти на внесудебный порядок реализации, когда банк сам находит покупателя и вместе с заемщиком заключает сделку. На торги же выставляется фактически то имущество, где перспективы взыскания не велики", - нехотя поделился Кулик. По его словам, по Москве у Сбербанка был только один случай, когда квартиру выставили на торги, но не продали. И теперь она "повисла" на балансе банка.

Наука Банки Сбербанк