14.07.2009 03:20
Экономика

Эксперт: Девальвация рубля увеличит на рынке мебели долю отечественной продукции

Девальвация рубля увеличит на рынке мебели долю отечественной продукции
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №26 (710)
Читать на сайте RG.RU

Недавний строительный бум сопровождался бурным ростом мебельного рынка. Новые квартиры требовали достойных интерьеров, и рынок адекватно реагировал на это. Откуда только не привозили мебель: из Франции, Англии, Испании, Германии... Отечественные мебельщики тоже неплохо заработали во время бума. Но вот наступили "тощие" времена, строительство свернулось, а мебельщики вынуждены менять стратегию. О том, что происходит сейчас с отраслью, наш корреспондент попросил рассказать генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрея Радухина.

- До кризиса мебельная отрасль считалась одной из наиболее динамично развивающихся. Что происходит в отрасли сейчас?

- Вы правильно отметили высокие темпы развития мебельной промышленности в постперестроечный период. В 2008 году выпуск мебели возрос к уровню 1999 года в 7,6 раза. За этот период мебельная промышленность качественно изменилась - большинство предприятий применяют современное оборудование, материалы и технологии, существенно повысился уровень дизайна и сервисного обслуживания покупателей.

Кризисные явления стали заметны в четвертом квартале прошлого года и в наибольшей степени проявились в текущем году, за пять месяцев 2009 года производство мебели в сопоставимых ценах снизилось к соответствующему периоду прошлого года на 30 процентов. В этих условиях предприятия вынуждены работать по сокращенному графику.

- На рынке мебели всегда имела место острая конкуренция между импортом и продукцией отечественных предприятий. Кто побеждает сегодня?

- На российском рынке мебели доли отечественной и импортной мебели равны. Если говорить о стоимостных характеристиках мебели, то большая часть отечественной мебели относится к экономклассу и среднему ценовому сегментам, а импортная - к сегментам средневысокий и высокий. Поэтому, выражаясь футбольным языком, в настоящее время счет равный. Учитывая снижение курса рубля к основным валютам по сравнению со среднегодовым курсом 2008 года, у отечественных производителей появляются неплохие возможности для импортозамещения. По итогам 2009 года можно ожидать, что доля отечественной мебели в общем объеме продаж увеличится до 60 процентов.

- Как можно структурировать рынок мебели? Кого сегодня можно назвать лидерами отрасли?

- Структура мебельного рынка в стоимостном выражении в общих чертах выглядит следующим образом: 20 процентов - мебель для офисов, учебных заведений и других назначений; и 80 процентов - мебель бытовая. Если бытовую мебель принять за 100 процентов, то 20 процентов составит мягкая мебель, стулья и столы на ножках, остальные 80 процентов - мебель корпусная (для общих комнат, спален, кухонь, прихожих, ванн).

Лидеры отрасли хорошо известны, это компании: "Катюша", "Мебель Черноземья", "Севзапмебель", "Шатура", "Миассмебель", "Энгельсcкая МФ", "Столплит", "Ульяновск мебель", "8 Марта", "Экомебель", "Костромамебель", "Феликс" и многие другие. За последние годы в регионах сформировались компании-лидеры, которые пока не слишком велики по объемам производства, но выпускают качественную, современную мебель.

- Кто считается законодателем мебельной моды?

- Как мне представляется, на российском рынке все последние годы законодателями мебельной моды являются итальянские компании, особенно это относится к мебели классического стиля. Фирма IKEA успешно продвигает мебель скандинавского дизайна, она пользуется успехом у молодежи. Российские мебельные компании тоже не стоят на месте в плане новых дизайнерских разработок, привлекая к сотрудничеству отечественных и зарубежных специалистов. В таких сегментах мебели, как кухонная, мягкая, офисная , успехи отечественных мебельщиков наиболее заметны. Выпускается продукция вполне конкурентоспособная, не хуже итальянской.

- Во время недавнего кредитного бума продажи мебели быстро росли. Что происходит сейчас, когда покупатель уже лишен простого доступа к дешевым потребительским кредитам?

- Кроме снижения возможностей по получению доступных потребительских кредитов, у потенциального покупателя мебели снизились и реальные доходы, поэтому несколько изменилась и структура потребления. Увеличился спрос на отдельно стоящие изделия и в целом на недорогую, но качественную мебель; уменьшился спрос на наборы и изделия среднего ценового сегмента; отмечено снижение спроса на мебель высокого ценового сегмента. Некоторое оживление продаж на мебельном рынке можно ожидать к концу текущего года.

- Какие законодательные меры могут облегчить жизнь российским мебельщикам?

-Думаю, что в настоящее время каких-то специальных законодательных мер для поддержки мебельщиков приниматься не будет. Промышленность будет работать в рамках уже принятых правительством мер по ослаблению налоговой нагрузки, снижению ставки рефинансирования, стимулированию конкуренции на внутреннем рынке и др.

Валютный рынок Крупные компании