Как преодолеть "информационное отставание" регионов? Сегодня этот вопрос обсуждается на всех уровнях власти.
На прошедшем в Твери VI социально-экономическом форуме "Информационное общество" были представлены пилотные проекты в сферах здравоохранения, образования, соцзащиты и культурного наследия, реализованные с помощью современных систем передачи данных. Форум, посвященный применению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере, проводился здесь уже в шестой раз. Но в этом году он получил статус федерального, превратившись в дискуссионную площадку для сотен специалистов и чиновников всех рангов со всех концов страны. Именно здесь глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин обозначил приоритеты в реализации стратегии развития информационного общества в России, а министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев поделился правительственными планами по дальнейшей "оцифровке" общества и переходу уже в 2010 году на оказание государственных услуг в электронном виде (см. "РГ" от 3 июля 2009 г.).
Принимающей стороной Тверь выбрана не случайно. По уровню информатизации регион занимает лидирующие позиции не только в Центральном федеральном округе, но и во всей Российской Федерации. Здесь работают два крупнейших учреждения, занимающихся разработкой информационных систем и прикладного программного обеспечения: Центральный научно-исследовательский институт Минобороны и НИИ "Центрпрограммсистем". Усилиями местного делового сообщества создан и действует единственный в России специализированный детский лагерь "Компьютерия", готовящий будущих русских биллов гейтсов и линусов торвальдсов. Создан бизнес-инкубатор, "выращивающий" IT-фирмы. Построен и действует "Виртуальный музей". В планах у региональной администрации - создание в Тверской области русской Силиконовой долины.
В последние годы информатизация быстро входит и в общественную жизнь региона. Заинтересованные стороны реализуют сразу несколько масштабных проектов. Преследуемые цели - обеспечить равноправный доступ всех жителей Тверской области к государственным услугам и упростить их получение. Отдельного упоминания заслуживает проект "Сеть информационных центров школ Тверской области". Каждый центр включает в себя зону индивидуальной работы школьника (для навигации в Интернете или работы с обязательным ресурсом), зону групповой работы (для проведения по Сети в режиме видео-конференц-связи кружков и родительских собраний, открытых уроков и педсоветов) и полностью автоматизированную библиотеку с электронным каталогом. Электронная система обеспечивает доступ каждого школьника к основным книжным хранилищам России. Все школьные центры объединены в единую VPN-сеть. Иными словами, педагоги, ученики и их родители из разных городов и весей Тверского региона имеют возможность бесплатно общаться друг с другом по каналам связи. Всем обеспечен доступ к контенту информационных центров, а также ко всему объему виртуальных образовательных ресурсов, накопленных в Интернете к сегодняшнему дню. Кроме того, каждый школьник имеет электронный паспорт (он же - читательский билет и пропуск в школу). Инфраструктуру центров можно наращивать до бесконечности. Финансируют этот проект региональный и федеральный бюджеты.
- Аналогов ему в России пока нет, - говорит генеральный директор крупного IT-холдинга Алексей Андреев. - В половине из 170 выбранных школ области он уже реализован, остальные получат свои информационные центры до конца 2009 года. "Первой ласточкой" еще в 2007 году стала Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2. Изучив ее опыт, министр образования РФ Андрей Фурсенко одобрил реализацию проекта на территории области. В случае успеха он будет реализован во всех субъектах Российской Федерации.
Еще один проект - "Телемедицина". Он открывает новые возможности как для врачей, так и для их пациентов: медицинская телеметрия (диагностика на расстоянии), телемедицинские консультации, сетевые консилиумы и курсы повышения квалификации врачей в режиме видео-конференц-связи, ведение электронных медицинских карт... Участникам форума продемонстрировали мобильную маммографическую лабораторию. С ее помощью дежурный врач проводит обследование пациенток и тут же передает информацию в профильное медицинское учреждение, а затем получает готовые заключения о состоянии здоровья.
- Есть надежда, что в самое ближайшее время в регионе появится унифицированное программное обеспечение для всех больниц, - говорит главврач медицинского центра Алексей Валинов. - Сейчас происходит интеграция в единое целое всех медицинских информационных потоков Тверской области. Это позволит, в частности, создать единую базу данных историй болезни и обеспечить доступ к ней каждого лечащего врача.
Наконец, еще один проект - "Социальная карта жителя Тверской области", упрощающий социальное обслуживание населения. В настоящее время карта совмещает функции расчетной банковской и идентификационной, а также сберкнижки и предназначена для зачисления владельцу различных социальных выплат (пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат) и оплаты им товаров и услуг. В дальнейшем она должна пополниться новыми сервисными приложениями - такими, как оплата транспортных и жилищно-коммунальных услуг, обслуживание операторов связи.
Однако на пути "цифровизации" региона (и - шире - всей России) стоит множество проблем, которые регионам и федеральному центру придется совместно решать уже сейчас. Первая из них - отсутствие современных линий передачи данных. "Телемедицина" и "Интернет-педсовет" требуют хорошей связи, а стало быть, и скоростных оптоволоконных сетей. Необходимо в короткие сроки и в условиях глобальной перестройки экономики опутать ими всю страну, иначе современные услуги окажутся недоступными тем, для кого они придуманы. В этой связи тверской губернатор Дмитрий Зеленин предложил построить такие сети за счет федерального бюджета:
- Это позволило бы дальше, на "последней миле" присоединяться муниципалитетам и социальным и коммерческим учреждениям.
Другая проблема - низкая бюджетная обеспеченность регионов России. Многим из них не под силу преодолеть "последнюю милю", то есть довести материальную базу до каждого муниципалитета или учреждения. А значит, выполнение федеральной программы оказания услуг в электронном виде оказывается под вопросом.
Третья проблема - неравенство регионов по уровню информатизации. Разрыв между ними из года в год не сокращается, а растет, при этом две трети регионов даже не имеют комплексных планов информатизации своих территорий.
И, наконец, четвертая - отсутствие единых стандартов. Та же "Социальная карта" в настоящее время реализуется в нескольких регионах России, но в каждом из них проект содержит разный набор сервисных приложений. Для эффективной реализации проектов единый стандарт и единый набор услуг.
Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций РФ:
- Наша задача состоит в том, чтобы попытаться максимально исключить дублирование и создать системы, которые будут интегрированы и доступны максимальному количеству пользователей. Это позволит улучшить механизмы планирования и государственного управления. У этих систем должны быть публичные интерфейсы, которые бы давали возможность всем гражданам чувствовать себя причастными к государственному управлению, получать необходимую для них информацию и услуги в электронном виде. Это позволит снизить административные барьеры, добиться большей прозрачности процедур, сэкономить средства и энергию.