Вчера мэр Москвы Юрий Лужков нашел способ погасить долги за газ на московском заводе ЗиЛ. Чтобы расплатиться, автозавод распродаст часть земель.
Но деньги за проданное заводское имущество поступят не раньше октября. Тем не менее "Межрегионгаз" согласился подождать и возобновил подачу топлива.
Поставщик топлива "Мосрегионгаз" закрутил вентили неделю назад, объяснив это полумиллиардным долгом зиловцев перед ним. В этой организации "РГ" пояснили, что долги АМО "ЗиЛ" копились с 2005 года. На 1 июля 2009 года они составили 540,8 миллиона рублей.
По словам представителя "Мосрегионгаза", руководство завода не раз предупреждали о возможности приостановки подачи газа. В конце июня ГУП "Мосгаз" провело технические мероприятия, которые позволили сократить подачу топлива на завод. Но ЗиЛ продолжал несанкционированно отбирать небольшие объемы газа, что позволяло не прекращать работу технологического оборудования. "Предложений, направленных на погашение задолженности либо реструктуризацию долгов, со стороны ЗиЛа не поступало", - говорится в официальном пресс-релизе "Межрегионгаза".
Столичные власти категорически не согласны с подобной оценкой ситуации. Как известно, контрольным пакетом акций АМО "ЗиЛ" - 64 процента - владеет Москва. Поэтому город постоянно помогает решать предприятию все финансовые проблемы. "Большие долги за газ у ЗиЛа действительно были в 2005-2006 годах, - рассказали корреспонденту "РГ" в правительстве Москвы. - Но тогда столице удалось договориться с газовиками о некоторой отсрочке платежей. И как только завод получил средства от реализации имущественного комплекса, он сразу же расплатился с долгами".
Город, в свою очередь, выкупил у завода ДК, медсанчасть, лицей. Поэтому к началу 2009 года, утверждают на Тверской, 13, никаких задолженностей по газу у предприятия не было. "Долги начали копиться с зимы, на сегодняшний момент они составляют порядка 330 миллионов рублей, - пояснил "РГ" источник в горадминистрации. - Сейчас заканчивается процесс оформления передачи в собственность города 26 гектаров земли в районе Третьего транспортного кольца. За освобождаемые земли предприятие получит деньги, которых хватит не только на погашение имеющегося долга, но и на внесение аванса за последующие несколько месяцев потребления газа. Данная информация была доведена до руководства предприятия поставщика топлива".
В правительстве Москвы также подчеркнули, что недоумевают, почему именно сейчас возникла столь конфликтная ситуация, приведшая к остановке некоторых производств. В частности, без газа простаивала литейка. ЗиЛ оказался вынужден даже закупать собственные радиаторы у спекулянтов на рынке. Предприятие вынуждено сейчас подсчитывать, какие оно понесло потери. "Это когда-то, еще в советские годы, с конвейера сходило до 200 тысяч грузовиков в год, сейчас о таких объемах не может идти и речи (по данным "РГ", за пять месяцев этого года на заводе было выпущено чуть более 700 автомобилей. - Прим. ред.), поэтому предприятие никогда не производило ежемесячную оплату за газ, - подчеркнул источник "РГ" в администрации города. - Компромиссы всегда находились. Тем более завод делает все, чтобы сохранить рабочие места. И даже сейчас, в кризис, там не пошли по пути увольнений, только перевели трудовой коллектив на трехдневную рабочую неделю".
Компромисс найден и сейчас, но лишь после вмешательства мэра. Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе "Мосрегионгаза", руководство компании приняло решение возобновить поставки газа автозаводу. Предприятию, которое за это отвечает, отдано на этот счет официальное распоряжение.