15.07.2009 04:30
Авто

Заложенные в банки автомобили стали "клондайком" для мошенников

Заложенные в банки автомобили стали "клондайком" для мошенников
Текст:  Владимир Баршев Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №128 (4952)
Читать на сайте RG.RU

 

Банкиры предлагают ввести в стране порядок государственной регистрации залога автомобилей. С этой просьбой Ассоциация российских банков обратилась к председателю правительства.

Продажа и перепродажа заложенных автомобилей стали бедой как для банков, так и для граждан. Берет, к примеру, некий жулик машину в кредит. В залог отдает банку автомобиль в "лице" паспорта транспортного средства. И бодро шагает в ГИБДД, где заявляет, что паспорт транспортного средства он потерял, и просит выписать дубликат, что в ГИБДД и делают.

Получив на руки дубликат, наш жулик может заложить свою машину еще разок, только в другом банке. Или продать - таких случаев много. С носом, к сожалению, остается ничего не ведающий покупатель машины. Мало того, что он заплатил за нее деньги, так потом новый владелец окажется в розыске, а банк - кредитор затаскает его по судам и вернет машину себе. Суд в данном случае предложит горе-покупателю только обратиться с встречным иском к продавцу. А тот уже сменил место жительства, телефоны и вообще недосягаем. Как объяснили "РГ" в Московской коллегии адвокатов, на практике суды общей юрисдикции в вопросе сохранения залога при переходе права собственности на спорное имущество к третьему лицу исходят из приоритета защиты интересов залогодержателя.

На это указал Верховный суд еще в 2007 году. Кроме того, в Определении Верховного суда говорится, что "каких-либо исключений, позволяющих освободить лицо, приобретшее заложенное имущество, от перешедших к нему обязанностей залогодателя на основании того, что при заключении договора купли-продажи оно не знало о наложенных на него обременениях, не предусмотрено".

Продать и перезаложить уже заложенное имущество без согласия кредиторов недобросовестные заемщики-залогодатели могут сегодня, пользуясь отсутствием процедуры регистрации залога. Что и делают в последнее время все чаще.

Между тем до 1 января 1995 года госрегистрацию залога требовали нормы Гражданского кодекса. Однако с появлением федерального закона о "залоге", в котором установлено, что "залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств", их отменили. Но почему-то выполнять этот закон в этих самых "государственных организациях" ГИБДД не спешат. Хотя подобная процедура проводилась в середине 90-х годов, и в МВД существовал приказ N 624 от 26 ноября 1996 г. "О порядке регистрации транспортных средств", который содержал главу о регистрация залога транспортных средств.

Банкиры уже не раз обращали внимание правоохранителей на эту проблему. В своем письме на имя премьера глава Ассоциации российских банков утверждают, что позиция МВД России противоречит Закону "О залоге". В самом МВД отказываются заниматься этой проблемой, ссылаясь"на отсутствие оснований". Вдобавок, задаются вопросом, откуда в ГИБДД могут появиться сведения о том, что автомобиль заложен? Только от банков. Однако банки, как правило, ограничиваются тем, что держат у себя паспорт транспортного средства. Сообщать в ГИБДД о залоге они не спешат. В итоге у ГИБДД нет возможностей препятствовать незаконным сделкам.

Компетентно

Борис Ионов, начальник отделения департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России:

- В ГИБДД признают масштаб проблемы. Сам по себе закон о залоге определяет порядок залога касаемо к недвижимости. Автотранспортное средство - не определено как недвижимость, то есть не определено как предмет собственности. При регистрации транспортных средств, не осуществляется регистрация прав на автомобиль, как на предмет собственности. Поэтому мы не имеем права регистрировать залог, мы не имеем права влезать в имущественные отношения. Если транспортное средство приобретено в порядке кредитования или после было передано в залог, мы можем организовать учет таких т/с. Плюсы от этого на лицо: мы можем предоставить возможность использования нашей базы данных для проверки т/с. Но все равно мы не вправе ограничить действия собственника. Зато можем предупредить об этом. Мы можем сообщить новому собственнику о том, что вместе с машиной он получает и все обязанности по кредитным отношениям. В то же время мы предлагаем банковскому сообществу вовремя предоставлять информацию в ГИБДД о таких автомобилях, однако банки зачастую не спешат это делать. Вероятно, они не хотят афишировать такие сделки, но при этом хотят, чтобы ГИБДД защитило их от мошенников. Одним из главных постулатов документа "О залоге" должно быть то, что банки несут ответственность за оперативность предоставления информации о заложенном автомобиле и за оперативность предоставления информации о снятии с учета такого залога, когда деньги выплачены.

Легковые авто Банки