В старинном русском городе на Волге побывала колонна минских грузовиков новых моделей: автопоезд для международных перевозок, два самосвала разных типов, бортовой автомобиль. Одно из главных отличий - прин ципиально обновленная кабина: более привлекательная внешне, просторная и комфортабельная, изготовленная с применением новых материалов, повышающих устойчивость к коррозии до 15 лет, - перечень отличий можно продолжить. Управление автомобилем еще в большей степени доверено компьютеру. Такие машины только-только поставлены на главный конвейер Минского автозавода, а некоторые из показанных в Ярославле еще ждут своей очереди, проходят испытания. Тем не менее руководство МАЗа и его российские партнеры решили уже сейчас ознакомить специалистов с особенностями эксплуатации новых грузовиков, их преимуществами. Ведь Россия для Минского автозавода - главный заказчик.
Однако и в том, что акция состоялась именно в Ярославле, тоже нет ничего случайного. На все образцы минской техники нового поколения установлены моторы, также, к слову, принципиально новые, местного ОАО "Автодизель". Об этом информирует обозначение А9 в индексе модели грузовика. Тут можно вспомнить и то, что Ярославский моторный завод в свое время стал прародителем минских автомашин и все последующие годы был главным поставщиком двигателей для МАЗа. Во многом благодаря заключению Беларусью и Россией Таможенного союза и в результате реализации нескольких совместных программ развития дизельного автомобиле- и моторостроения, финансируемых из бюджета Союзного государства, оба предприятия к началу нынешнего года подошли достаточно уверенно. Налажено серийное производство автотехники, соответствующей международному экологическому стандарту Евро-3 и разработаны образцы моторов и грузовиков с ними уровня Евро-4. В соответствии с правительственными решениями, принятыми еще несколько лет назад, с января следующего года этот второй стандарт должен стать обязательным для всей новой автотехники, регистрируемой на территории Союзного государства. Это серьезно сократило бы отставание от мировых лидеров. Однако не помешает ли разразившийся экономический кризис?
- Мы регулярно встречаемся, чтобы обсудить проблемы поставки двигателей, их качества, сервиса, - отвечает корреспонденту "СОЮЗа" генеральный директор Минского автозавода Николай Костень. - Ведь 70-80 процентов двигателей, устанавливаемых на наши машины, - ярославские. Это и обязывает находиться здесь. МАЗ довольно давно уже освоил выпуск продукции уровня Евро-4, но с немецкими двигателями, сейчас опробуем ярославские моторы такого же класса моделей ЯМЗ-651 и 536. Они нам очень нужны, ведь мы активно ведем поиск новых рынков сбыта, только за последнее время разработали около 50 видов продукции. Во втором квартале продажи автобусов, автокранов несколько возросли, тогда как автомобилей и прицепов остались на прежнем уровне. Резко сократились продажи магистральных автопоездов. Это мировая тенденция, сейчас стараемся работать только под заказ.
В экспериментальных подразделениях ЯМЗ безостановочно идет доводка еще более прогрессивных моторов. Вместе с главным конструктором "Автодизеля" Николаем Шамалем осматриваем испытательные боксы. Установленное здесь в прошлом году новейшее электронное оборудование - на уровне ведущих западных фирм, позволяет полностью имитировать работу мотора в естественных условиях - как при движении грузовика с полной нагрузкой, при переключении передач и так далее. В одном из боксов по заказу МАЗа испытывается шестицилиндровый мотор модели 536 "среднего", как выражаются в Ярославле, семейства - такой, к слову, установлен на одном из самосвалов, прибывших в город на Волге. В другом "кабинете" полным ходом идут ресурсные прогоны более тяжелого двигателя ЯМЗ-651. Оба соответствуют стандарту Евро-4.
- В свое время за счет средств, выделенных по союзной программе развития дизельного автомобилестроения, на ЯМЗ было оборудовано два бокса, - поясняет Н. Шамаль. - Испытания подтвердили расчеты: ресурс новых моторов достигает миллиона километров. Эта программа согласована с Минским автозаводом, поставщиками топливной аппаратуры. В конце лета оснащенные прогрессивными двигателями минские грузовики отправятся на Северный Кавказ для проведения высокогорных испытаний в реальных условиях.
Минский автозавод уже получил по пять моторов тяжелого и среднего семейств, сейчас они устанавливаются на грузовики для испытаний и всевозможных аттестаций в органах стандартизации. Ими оснащаются машины практически всей размерной линейки МАЗа. В ближайшее время белорусское предприятие получит из Ярославля еще несколько двигателей стандарта Евро-4. Их будет отличать повышенная доля серийных деталей. Ожидается, что поточное производство более тяжелого 651-го мотора начнется уже в ноябре, двигателей 530-го семейства - в следующем году. А на горизонте уже маячит стандарт Евро-5. Российские моторостроители, как, к слову, и белорусские коллеги, в отличие от европейских конкурентов намерены достичь этого показателя без применения специальных дорогостоящих реагентов, к тому же не выдерживающих местных морозов.
- Свой модельный ряд мы выстраиваем в первую очередь, исходя из потребностей наших минских партнеров, - пояснил руководитель дивизиона силовых агрегатов "Группы ГАЗ" Игорь Кульган. - Ведь МАЗ потребляет до трети всей продукции "Автодизеля". Это по-настоящему стратегическое партнерство.
В беседе с корреспондентом "СОЮЗа" И. Кульган и Н. Костень подтвердили значительную роль совместных научно-технических программ развития дизельного автомобилестроения, финансируемых из бюджета Союзного государства. Очередная из них недавно завершилась. Что дальше? Этот вопрос активно обсуждается среди автомобилестроителей, представителей отраслевых министерств и ведомств двух стран, в Постоянном Комитете Союзного государства, управляющей компании "БелРус Авто". МАЗ уже подал свои предложения насчет того, какие цели должна ставить новая программа.